2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Итоги полугодия-1: конкурс пересказов

Я потихоньку подвожу итоги первого полугодия, и о многом хочется рассказать.
Для начала – о конкурсе пересказов, точнее о двух конкурсах.

Я знаю, что многие преподаватели не любят работу с пересказами, потому что в этом процессе нет особой творческой составляющей. В конце концов все мы наелись бессмысленных пересказов в советской и пост-советской школе. Я понимаю все аргументы «против», и тем не менее, моё имхо:

1. Мы ежедневно в нашей повседневной жизни пересказываем новости, сюжеты фильмов и книг, чьи-то истории и сплетни. Это необходимый в общении навык.
2. Работа с пересказом улучшает беглость и связность речи. Особенно это заметно на примере детей, у которых русский язык не родной или был надолго забыт.
3. Кому-то это помогает заговорить на изучаемом языке, особенно, если язык изучали продолжительное время пассивно вне языковой среды и не с носителем языка.
Мне кажется, что пересказ действительно эффективен именно в работе с детьми, потому что взрослые, получив задание «пересказать» начинают зубрить целые куски текста наизусть и не заботятся о том, чтобы что-то переформулировать. То же самое было и у меня при изучении английского и японского, и особой радости от такой работы не было. А с детьми все иначе; к счастью, по своей воле зубрить они ничего не будут, и мы получаем абсолютно чистую работу.

«Конкурс рассказчиков» - так назывались наши уроки.
Дети садятся по разным углам класса и 10 минут читают-запоминают небольшие тексты – у каждого свой. Сначала были тексты из «Читаем и пишем по-русски» Чубаровой, потом самые короткие рассказы Осеевой. Когда пересказ готов, дети по очереди выходят «на сцену» и рассказывают. Остальные внимательно слушают, и секрет этого «внимательно» в том, что после своей собственной истории им надо будет пересказать 1 из текстов, который они услышали от своих одноклассников.

Т.е. у нас получается 2 текста:
1-й дети получили на листочке и могли прочитать.
2-й они восприняли только на слух. Пересказ пересказа.
У детей есть свои правила игры, к которым я не имею никакого отношения. Так они негласно решили, что 2-й рассказ не должен повторяться, поэтому все слушают до конца внимательнейшим образом – на тот случай, если понравившуюся историю до них перескажет кто-то другой и придется ее в экстренном порядке заменить на другую.

А в конце – то, из-за чего дети, собственно собрались. Раздача браслетов по нескольким номинациям: победитель конкурса «Повтори» (за 2й пересказ), самый подробный рассказ, самый внимательный слушатель и т.д. Номинации, конечно, условные, придуманные с целью никого случайно не оставить без внимания-) Вот часть браслетов:

brasletbraslet1braslet2

Итоги:
1. Конкурс стал хорошей проверочной работой. Легко контролировать, улучшается ли навык или нет.
2. Конкурс удивил: приятно и не очень. Приятно, потому что отличные результаты показали даже те дети, которые лишний раз боялись на уроке слово сказать. Не очень, потому что обнаружились проблемы у пары учеников, от которых я этого совершенно не ожидала – несмотря на их свободный русский, прекрасный разговорный. Я немного изменила программу, и за следующий месяц занятий мы все наверстали. Так что для учителя это тоже неплохая проверочная работа.
.
DSC_0263

Tags: восприятие на слух, идеи, пересказ, подведение итогов, развитие речи, школа "Росинка. Токио"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments