?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Oct. 16th, 2013

Несколько тезисов из выступления Е. Протасовой на второй общеяпонской конференции по вопросам русско-японского детского билингвизма. Жалею, что не взяла с собой диктофон-)

1. Иногда очень важна самоидентификация ребенка – я в маму или в папу. Важно и то, что говорят ему другие, и все это очень взаимосвязано с двуязычием. Понравилась история про двух систер-близнецев, блондинку и брюнетку. Одну французские родственники сразу определили «в свою породу», второй говорили, что она вся в русскую маму. В результате «французская» девочка совершенно не освоила русский язык, несмотря на то, что на стартовом этапе инпут для обоих детей был одинаковый.

2. То, что выучено на письменной основе, не забудется полностью никогда. То, что выучено без письменной основы, в чужой среде скоро забудется. Русские малыши, которых усыновили американцы, теряют
русский язык в срок от месяца до года, в зависимости от возраста.

Вот поэтому меня всегда раздражают просьбы «научите ребенка русскому, только нам главное, чтобы он разговаривал, писать не надо». Я с такими детьми не работаю и отказываю сразу, потому что это
совершенно бессмысленное дело. «Ты ходи, только старайся на большой палец не
наступать». Ходить-то получится, но испорченная осанка и хромота не добавят шарма.

3. Отсюда следует еще один пункт: рано читать, рано переходить к письму. Не задерживаться на этапе перехода от речи к чтению и письму. В случае с билингвами эта задержка может плохо повлиять на дальнейшее развитие языка.

Я часто это наблюдаю. Разговоры разговорами, но когда дело касается чтения-письма, родителям иногда кажется: ну вот, начались взрослые занятия, дитё начнет скучать и – не дай бог! – появится отторжение. Уж лучше так, как есть.

Хороших примеров успешного двуязычия в этом случае я, если честно, ни разу не видела. Где-то может эти наглядные примеры есть, но мне не встречались. Но фразу «А вдруг наскучит? Разговаривает – и ладно» я слышу регулярно.

4. У билингвов часто отсутствует неприятная для многих привычка «сначала сказал, а только потом подумал». У них есть небольшая задержка речевого ответа, и благодаря этому они сначала думают, а потом
говорят. Вполне себе повод для зависти.

5. И простая истина – чтобы вспомнить лишний раз. «Поддержка языка всегда дешевле, чем изучение этого языка с нуля».

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
asakura_sama
Oct. 16th, 2013 04:43 am (UTC)
>>4. У билингвов часто отсутствует неприятная для многих привычка «сначала сказал, а только потом подумал». У них есть небольшая задержка речевого ответа, и благодаря этому они сначала думают, а потом
говорят. Вполне себе повод для зависти.

Мы как раз накануне ее поездки говорили о юлькином диагнозе. Природное или " двуязычное"? Смотрю, она объединила это как двуязычную общность.
Вот эту " задержку речевого ответа" в голландии называют " дисфазией".
И под нее предлагают четкие корректирующие меры в школе . Очень помогает ребенку! Вместо положения " дурочки" классной детка получает реальную поддержку.
kremposhka
Oct. 17th, 2013 05:32 pm (UTC)
а можете поделиться методами коррекции?
(no subject) - asakura_sama - Oct. 17th, 2013 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kremposhka - Oct. 18th, 2013 03:15 am (UTC) - Expand
yushkevich
Oct. 16th, 2013 05:29 am (UTC)
Как все это верно!
Еще раз спасибо
annaz_77
Oct. 16th, 2013 06:10 am (UTC)
Золотые тезисы и золотые примеры!
Большое спасибо!
scylla_kirke
Oct. 16th, 2013 06:19 am (UTC)
Очень интересно было прочитать про п. 1.
5oceans
Oct. 16th, 2013 07:46 am (UTC)
а что такое "инпут"?
dilailah
Oct. 16th, 2013 08:10 am (UTC)
Ир, это с английского - "исходные данные"
(no subject) - asakura_sama - Oct. 16th, 2013 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - 5oceans - Oct. 16th, 2013 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - asakura_sama - Oct. 16th, 2013 08:17 am (UTC) - Expand
dilailah
Oct. 16th, 2013 08:14 am (UTC)
"То, что выучено на письменной основе, не забудется полностью никогда. То, что выучено без письменной основы, в чужой среде скоро забудется."
за это спасибо!
у нас шестилетка-трехлингва и на всех читает-пишет почти одинаково, значит правильным путем идем :)
livejournal
Oct. 16th, 2013 08:23 am (UTC)
про билингвов
Пользователь dilailah сослался на вашу запись в записи «про билингвов» в контексте: [...] на второй общеяпонской конференции по вопросам русско-японского детского билингвизма. Взяла отсюда. [...]
livejournal
Oct. 16th, 2013 09:09 am (UTC)
No title
Пользователь sasmok сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] а также кладезь используемого инструментария на занятиях. а сегодня - очень интересные заметки [...]
alboa
Oct. 16th, 2013 09:42 am (UTC)
Даша, большое спасибо! У меня также вопрос: наша преподаватель русского, Эльнара, должна была Вам письмо направить по поводу переписки. Что-то приходило?
2lingual
Nov. 6th, 2013 02:04 am (UTC)
Здравствуйте! Наверное, да. У меня много писем с предложениями переписки, но в одном из предыдущих постов я написала, что одну школу мы уже выбрали. На большее у нас учебных часов не хватит-) Я сделаю (когда голова встанет на место, и я себя буду чуть лучше чувствовать) пост, в котором предложу обмениваться контактами всем желающим. И напишу, кто уже высказал желание переписываться.
myshinyj_cirk
Oct. 16th, 2013 09:43 am (UTC)

спасибо! а рано учить читать и писать - это когда? ребёнок пойдёт в немецкую школу в шесть с половиной. т.е. лучше учить читать и писать на русском уже до этого? пока ему и двух нет, но хотелось бы  сориентироваться заранее

hladnorosa
Oct. 16th, 2013 01:21 pm (UTC)
Поддерживаю вопрос.
С почти трехлеткой пора буквы учить?
И параллельно интересует какие признаки готовности к письму у билингв?
Старшая лучше читает по-английски, а пишет лучше и с большим удовольствием по-русски.
(no subject) - 2lingual - Nov. 6th, 2013 02:05 am (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 16th, 2013 09:43 am (UTC)
Еому интересно о билингвизме - хорошие тезисы
Пользователь alboa сослался на вашу запись в записи «Еому интересно о билингвизме - хорошие тезисы» в контексте: [...] Оригинал взят у в post [...]
larifuga
Oct. 16th, 2013 10:58 am (UTC)
Очень интересные и важные тезисы. Спасибо!
Для меня особенно актуален пункт 3 (старшей дочке 4.5, пока не можем перейти от букв к слогам). Встречалось мнение, что у билингвов не нужно форсировать чтение, так как информационная нагузка и так выше. Или что не важно на каком языке ребенок в первую очередь научится читать. Хочется однако, чтобы дети именно по-русски свободно научились бы читать до школы, т. к потом будут будут другие проблемы.
2lingual
Nov. 6th, 2013 02:07 am (UTC)
Мне тоже кажется, что лучше сначала хоть чуть-чуть научиться читать по-русски до школы. А как вы занимаетесь? От букв к слогам переходить сложно в каком смысле?
(no subject) - larifuga - Nov. 6th, 2013 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - 2lingual - Nov. 12th, 2013 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - larifuga - Nov. 13th, 2013 11:15 pm (UTC) - Expand
livejournal
Oct. 16th, 2013 12:33 pm (UTC)
О билингвизме.
Пользователь lerichka сослался на вашу запись в записи «О билингвизме.» в контексте: [...] кажется, этот пост может быть интересен многим. И в общем - жж интересный. Оригинал взят у в post [...]
livejournal
Oct. 16th, 2013 01:39 pm (UTC)
О билингвизме.
Пользователь banana_manana сослался на вашу запись в записи «О билингвизме.» в контексте: [...] кажется, этот пост может быть интересен многим. И в общем - жж интересный. Оригинал взят у в post [...]
ratitas
Oct. 16th, 2013 02:59 pm (UTC)
Касаемо первого пункта - моя совершенно мексиканского вида дочь очень упорно идентифицирует себя как "русскую". По-русски она пока действительно говорит лучше, чем по-испански.

Про письмо очень интересно, как-то пока не задумывалась о важности этого.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 46 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com