2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

О.Э. Чубарова «Читаем и пишем по-русски»

Мне часто пишут о том, что я критикую все подряд учебники-) Все дело в том, что я, как и большинство учителей, покупаю каждый раз кота в мешке. В интернете нет ни обзоров, ни рецензий на многие пособия. И часто оказывается, что покупка того не стоила. Отсюда вся моя критика-) Тем не менее, в запасе есть книги, о которых обязательно хочется написать. И написать хорошее. Например, О.Э. Чубарова «Читаем и пишем по-русски», учебник и рабочая тетрадь.

Главный аргумент «за»: детям очень нравится по ним заниматься. Они красивые и интересные, с разнообразными заданиями. Я занималась по ним 1 год, потом был перерыв, и с сентября планирую взять их на урок развития речи/чтения.

Автор пишет о том, что попытался совместить методики РКИ и РКР. Так как РКИ для детей у нас на таком низком уровне, все со временем переходят на РКР в разумных пределах. Поэтому ничего против такого микса я не имею. Правда и уровень учеников уже позволяет, у детей будет 4-й год обучения.

Приятность №1. Итак, 25 уроков, в каждом из которых текст. Перед текстом словарик, который знакомит с незнакомыми словами. Это чудо, словарь перед текстом, а не в конце урока. Вот почему это такая редкость в наших учебниках?

Затем текст, работа над текстом: ответы на вопросы, работа с лексикой и грамматикой, которые встретились в тексте. Задания — обо всем на свете, тексты - тоже. Именно поэтому я беру учебник не на основной урок, на котором проходим грамматику и отрабатываем по одной конкретной теме.

Н-р, задания в 1м уроке: твердые-мягкие согласные, жи-ши, ча-ща, род существительных, множественное число существительных. Понятно, что если ребенок понятия не имеет о роде существительных, то он ничего не успеет отработать за одно упражнение-напоминалку. Поэтому работа с грамматикой здесь — это повторение и закрепление пройденного, объединение в одну систему. Повторяю, что работа строится вокруг текста, задания здесь не на отработку какой-то одной темы.

Приятность №2, от которой я в восторге. Задания на диктант звучат так: «Внимательно прочитайте текст и напишите его под диктовку». Сначала читаем внимательно, запоминаем, как там и что в этом странном русском языке, а потом пишем. Писать диктакты с маленькими билингвами без подготовки, просто для проверки мифических знаний и латания дыры в планирования урока, смысла нет. Нет и не будет. Не поверю ни в какие аргументы. А вот подход «читаем — пишем» очень продуктивный, я со следующего учебного года даже статистику собирать буду-)

Приятность №3. Я сторонник разнообразных заданий и терпеть не могу, когда на протяжении всего учебника только «раскрой скобки» и «вставь слова из рамочки». Разнообразие здесь есть: задания на восстановление текста, поиск синонимов, соединение слова и его значения, поиск однокоренных слов, поиск слов с одинаковыми приставками или по другим признакам, поиск в тексте ключевых слов и составление на их основе изложения. Плюс задания, в которых надо отмечать на карте маршрут, рисовать, составлять таблицы и т.д.

Обратить внимание:

1. То, о чем писала выше: задания не расчитаны на всестороннюю отработку конкретной грамматики. Так что вряд ли учебник можно брать за основу.
2. Некоторые задания, наверное, придется опускать, в зависимости от уровня детей. Например, если не видите смысла заставлять зубрить звуковой разбор. Потому что не у всех детей мир изменится, если они узнают, что согласные ж, ш, ц бывают только твердыми. Для них это конь в вакууме, полная абстракция, необходимая для того, чтобы запомнить и забыть.
3. Плюс ученики все-таки должны быть с неплохим словарным запасом. Их не должны испугать слова «млекопитающее» «витязь», «инкубатор», «вечная мерзлота», «инкогнито», «конькобежный спорт» и т.д. Это примеры из словариков перед текстом. Т.е. ребенок их может пока и не знать, но уже должен до них дорасти.

Сканы отсюда.






Tags: учебники, чтение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments