2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Categories:

Ассоциации с летом

Это всегда такой сложный момент – переходить на «взрослую» лексику тогда, когда и базовой еще не хватает. Перед уроком мама одной ученицы рассказала, что дочка смотрела русскую детскую передачу в интернете, и там дети играли в ассоциации. Дочка 15 минут пытала маму вопросами о том, что такое ассоциации, мама сдалась быстрее дочки и перенаправила вопрос ко мне. Я верю в постепенное повышение сложности, редко вижу хоть какой-то смысл давать сложные понятия ребенку на начальном уровне, но задание на следующий урок подготовила. И у нас неожиданно получился лучший урок месяца. Группа – 8-10 лет, русский язык ограничивается школой, дома разговаривают по-японски, но обычно есть русское ТВ.

Все очень просто. Подсчитываем, сколько дней осталось до лета и записываем, «о чем вы вспоминаете, когда слышите слово «лето»?» Записали половину слов в больших облачках. Потом короткое объяснение, что все это называется ассоциациями, и все следующие вопросы уже без «воспоминаний», в 2-х вариантах: «Какие еще у тебя ассоциации с...?», «Что ассоциируется с...» Потом берем каждое слово в отдельности и вокруг подписываем ассоциации к нему.

Безимени-4


Что я не делала?
- не заставляла детей писать самостоятельно, записывала идеи под диктовку, а потом просто отдала раскрасить;
- не заставляла проговаривать новое выражение (которое выговорить японоговорящим физически тяжело);
- не давала упражнений на отработку;
Мне кажется, для начала просто восприятие на слух будет полезным. А в глубокий пассив новые выражения не уйдут, потому что дети настаивают на продолжении игры. Ведь еще так много слов, к которым можно подбирать ассоциации-)

Но я хотела рассказать еще о том, на что раньше почему-то не обращала внимания. Мы делаем разминку, warm-up – выключаем японский, включаем русский и плавно на него переходим. В группе помладше делаем «зарядку для хвоста» - артикулляционную гимнастику, чтобы включить русские звуки. А почему-то логику на русском включать забываем.

Поиск ассоциаций не только подгружает редко используемую лексику, это логическое упражнение, оно помогает начать «думать» по-русски. В результате на игру у нас ушло 15-20 минут, и мы вернулись к текущей теме. В результате такой сосредоточенности и «здоровой тишины» (когда дети внимательно слушают и аккуратно работают, а не тихонько спят) у нас не было давно. Игра-то легкая, но из-за взрослых сложных слов кажется непростой. Мы справились, и теперь безумно уверены в своих силах, что нам какие-то притяжательные местоимения в винительном падеже.

Так что мне теперь для себя задание – к играм на лексику и коммуникативные навыки добавить хорошие логические. Осталось придумать что-нибудь интересное, потому что «найди лишнее слово», «чем похожи-чем отличаются» и прочее по ключевым словам «логические игры на уроках русского языка» детей не вдохновляют.

Кстати, вот такая игра у нас есть, но результата нет никакого. Потому что дети не придумывают свои ассоциации, а просто выбирают из предложенных картинок. Вообще никакого эффекта.
Большая картинка:
Безимени-3
Tags: идеи, школа "Росинка. Токио"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments