?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У меня есть новая ученица, которая год не может выучить алфавит. С ней занимались мама и учительница, девочка исписала 3 тетради прописей, потом на семейном совете решили, что у ребенка к языкам способностей нет, и занятия бросили. Через 4 месяца девочку опять привели заниматься, и вот что оказалось. Ребенок пишет на автомате, думает при этом о том, как бы успеть к вечернему мультику, и он может написать хоть тонны прописей, толку от этого не будет.

К тому же, и кроме прописей нам есть, чем заняться.

Если есть проблема «ребенок совсем ничего не слушает на уроке», если над одной темой бьетесь неделями с минимальным результатом, то, возможно, ребенок получается информацию через «чужой канал». В детстве я не воспринимала на слух практически ничего, и сколько бы ни вещал у доски учитель истории, его знания и опыт пролетали мимо меня. А потом он наконец вешал карту, рисовал схемы, и я с удовольствием зарисовывала все это в тетрадь разноцветными ручками. Если мы учим язык, то необходимость подобрать правильный канал восприятия становится еще очевиднее.

Считается, что примерно 20% детей – кинестетики, 20% аудиалы, 30% визуалы и 30-ти процентам необходимы все 3 способа подачи информации. Хотя не всегда дети настолько выраженные кинестетики-аудиалы (как н-р моя ученица), к тому же с возрастом недостающие навыки нарабатываются.

Аудиалы
Вот для кого стоит читать лекции. Эти дети любят разговаривать и слушать что-нибудь интересное, просят почитать на ночь даже тогда, когда другим детям это уже надоедает. Даже в раннем возрасте у них есть любимые группы и исполнители.
Для того, чтобы что-то запомнить, им надо не просто увидеть, но и проговорить это вслух. Во время чтения «про себя» шепчут и тихонько бубнят.

Как учиться. Объяснять слух, проговаривать вместе слова и буквы. Петь. Две мои ученицы начали здорово запоминать стихи, после того, как положили «Ласточки пропали» Фета на какую-то ужасную попсовую мелодию. С тех пор все стихи и словарные слова они поют. Начитывать аудиокниги и их же потом слушать. Объяснять трудную тему другим детям, выступая в роли учителя.

Визуалы
Дети, которые не будут читать книжки без картинок и работать по черно-белым учебникам. Иногда для того, чтобы был резкий прогресс в изучении языка достаточно сменить учебник-) Дети, которым надо рисовать монстриков на полях и писать разноцветными ручками. Я искренне не понимаю учителей, которые запрещают рисовать в тетради и разрешают пользоваться только простыми карандашами (привет общеобразовательным школам).

Как учиться. Картинки, карточки, фотографии. Тонны картинок, карточек, фотографий. По каждой теме. Что бы ни отрабатывали на уроке. Каждый тезис учителя должен сопровождаться картинкой. Рисовать: собственную азбуку, сюжеты прочитанных книг, комиксы, таблицы правил, красочный план будущего сочинения. Если читаете книгу, то подчеркивайте незнакомые слова и на полях рисуйте, что они означают. В книге рисовать неприлично, да, но очень эффективно.

Кинестетики
Неусидчивые, потому что не понимают: зачем сидеть, если есть столько интересных дел. Они не ждут объяснений учителя и сразу начинают разбираться в задании. Ломают и разбирают на детали ручки и игрушки. Залезают с ногами на стул, вертятся, роняют тетрадь, лезут за ней под стол и падают со стула. Могут легко отключиться от темы урока, выполнять задание на автомате, ничегошеньки не запоминая.

Как учиться. Если такие дети учатся отвечать на вопрос, сколько сейчас времени, им надо смастерить часы и покрутить стрелочки, а считать лучше всего учатся во время игры в магазин. Они обеими руками за любую игру, и готовы учиться много и с удовольствием, если в задании будет хотя бы малейший намек на движение. Это для таких детей составляют сборники «Игры на уроках русского языка» и т.д. Это для них задания вроде «Учитель называет существительные, ученики по кругу бросают мяч. Тут, у которого оказывается мяч, называет слово во множественном числе». Коммуникативные игры, пальчиковые игры, театральные постановки и разминки. Им также нравится рисовать, лепить, вырезать и т.д.

Но даже если ребенок не кинестетик, смена деятельность и канала восприятия его как минимум развлечет и поможет лучше запомнить материал. Поэтому если у вас есть старая проблема с обучением, если какой-то навык никак не дается, попробуйте изменить способ подачи информации. Скорее всего, это сработает. А в детей «без способностей» я не верю.


Comments

( 12 comments — Leave a comment )
yushkevich
May. 28th, 2013 05:39 am (UTC)
Извините, если об этом уже писали, но как достоверно определить тип ребенка?
2lingual
May. 28th, 2013 06:54 am (UTC)
Мне кажется, лучше всего обратить внимание на 2 момента: что нравится делать и с чем возникают проблемы (чем недовольны учителя в школе н-р). Чем занимается ребенок в свободное время: смотрит мультики, общается или устраивает хаос в квартире. Вот здесь можете почитать: http://www.solnet.ee/parents/p2_23.html

Иногда бывает сложно определить тип восприятия информации, если смотреть только на то, как ребенок справляется со школьными заданиями. Не знаю, как в вашей стране, а у нас в школах не слишком-то задумываются об индивидуальности. Кинестетики особенно не повертятся-) Тогда посмотрите, как ребенок работает на внеклассных занятиях, в кружкам и т.д.

И еще можно проанализировать проблемы. Если ребенок год не может запомнить алфавит - это проблема. Можно посмотреть, как с ним работал учитель, по какому каналу передавал информацию, а потом канал сменить.
scylla_kirke
May. 28th, 2013 05:39 am (UTC)
Спасибо, очень познавательно!
asakura_sama
May. 28th, 2013 07:08 am (UTC)
У меня где- то тест был на ведущий канал. Но он для взрослых. Психолог говорила, что большинство детей до 9 лет - кинестетики в той или иной мере, чем младше- тем больше.
В обучении важен даже не канал, а честный ответ на вопрос " кому это надо?"
Ну вот явно алфавит нужен был не девочке.
Когда нашей шестилетке вдруг стукнуло в голову, что она запозорилась на уроке английского, и " все уже алфавит знают, а я как дура"...
Она САМА проела мне мозг в машине по пути к дому. За двадцать минут дороги мы решили что ругаться бесполезно и надо что- то делать, обсудили что можно сделать.
Ребенок сам вспомнил и нашел в куче видеокассету, пока мы ужинали отсмотрела песенку и выучила ее. Пошла к себе в комнату и вытащила штампики- печатала буквы по памяти, потом спустилась и вычитала нам.
Мы поправили... Она стала наизусть говорить, петь на разные мотивы.
Я раз двадцать поправила пару пропущенных букв- она, пока не отстучала ритм, не поверила. Потом сама " починила" ряд" h-i-j-k-l-m", спела до конца и пошла спать с чистой совестью.
Утром повторяла, и еще пару дней. Написала - и успокоилась.

До последнего этапа у нее была доминанта- сделать. Это был не мой пинок, я " подавала" и обещала, что все получится.

Если начинать " сверху" , мотивируя ребенка по- всякому, можно не попасть в канал, дать " не то", не так и не столько.
Если мотивация идет " снизу", то все берется, улучшается, подлаживается, и очень четко требуется то , что нужно. По всем каналам.

У меня кана не укладывалась вообще никак. У многих взрослых такое случается. Вроде- помнил, а когда надо- забыл. В классе все сидели со шпаргалками, я через три месяца перерыва не смогла сходу вспомнить как мое имя пишется- атас просто. И в голове стояло" не хочу", " устала", " нафигнадо". Можно хоть умереть над упражнениями- все каналы восприятия закрыты наглухо. Все мимо. Может, оно куда- то и ложится, при сотне повторений, но не изымается из памяти...
Мне было просто все равно.
При том, что 2! Тетради были прописаны упражнениями.
Как только детка пошла писать папе записки, пошли ее преподаватели , видео и мейлы, случилось чудо. Все эти кракозябры срочно понадобились и обрели смысл)))

У нас сейчас с говорением на голландском мотивация на нуле. Не растет он в этом аспекте, хоть убейся. Нет потребности- нет желания, не приходит умение ни по каким каналам(((
2lingual
May. 29th, 2013 03:56 am (UTC)
Мотивация - это здорово, и почти ни у кого из моих учеников ее нет. Кроме той, искусственной, что я придумываю на ближайшие уроки. Мотивацию искать надо, но для начала можно сделать интереснее процесс или хотя бы не кормить ребенка той едой, которая ему не по зубам и не по вкусу. Вот тонны прописей - пища не по вкусу для этого ребенка. Почему-то этот момент часто недооценивают, но мне кажется, все эти прописи, долбежка алфавита год и тд- разновидность детской травмы впоследствии-(
asakura_sama
May. 29th, 2013 04:30 pm (UTC)
Есть глубокое поверье, что " если долго мучиться, что- нибудь получится", и если исписать. Стотпрописей, человек научится писать.
asakura_sama
May. 28th, 2013 07:25 am (UTC)
Я преподавала английский на курсах в Москве, и практиковала " смену каналов".

Методист- англичанин сидел на уроке: почему Вы резко переводите тему?
У них было принято " плавно" вести все полтора часа. В результате народ вечером после работы засыпал.
Примерно 7-10 минут интенсивного воздействия через один канал- и переключение без предисловий на другой, иногда со сменой темы, иногда о том же самом по- другому.
С ребенком - своим, и группами подростков10-13 лет, я переключаю каналы за урок раз пять... Как только " поплыло" внимание.
Как ни странно, такой дискретный урок держит их память и внимание в тонусе очень хорошо. Индивидуально можно " высидеть" ребенка до результата полчаса запросто, группу- никак.
Моя младшая дочь сама может от получаса до полутора часов что- то однотипно ковырять, но потом как с цепи срывается. Она сама начинает " писать" ногами, повторять стоя на голове или раскачиваясь на мячике, перечислять " шагами", рассказывать пиктограммами.
Ей понадобилось разучить " Дореми" песенку - она долбила несчастные клавиши три дня, постоянно.
На столе, на бумаге, с визуальными нотами, без наклеек на клавиатуре... На экране айпада, голосом выпевала на русском, на японском, на английском. Каждый вариант
примерно 3-5 повторений- и смена " канала".
2lingual
May. 29th, 2013 03:57 am (UTC)
Меня вот это давно удивляет. Британцы учат иностранцев-преподов на своих курсах преподавать английский интересно и здорово, а сами как-то нечасто этих правил придерживаются.
asakura_sama
May. 29th, 2013 04:30 pm (UTC)
Лень, это очень энергозатратно
kniazhna
May. 28th, 2013 05:56 pm (UTC)
Да. Это прописано в скрижалях еще начальных курсов педагогики (в Штатах, по крайней мере).
2lingual
May. 29th, 2013 04:05 am (UTC)
Да, только, к сожалению, родители часто думают, что это в педагогике и для педагогов. Что-то абстрактное, из методологии. И если у ребенка есть затык в каком-то вопросе, то это редко связывают с тем, что его кормят информацией таким способом, от которой у него несварение-(
kniazhna
May. 29th, 2013 04:34 am (UTC)
Увы. Многие еще и не в курсе и не знают, с какого боку подступиться.

Edited at 2013-05-29 04:35 am (UTC)
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com