?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

М+А=ЭМА?

В продолжение этой темы. На этот раз о том, чего делать не надо :)

1. Покупать говорящие игрушки, плакаты с озвученным алфавитом, в котором названия букв, а не звуки. "Эм", "Ка", "Ха" и т.д.
Потому что М+А превратится в "ЭМ-А". Сейчас скажу ужасную вещь - даже если ваш ребенок узнает названия букв позже, чем научится читать, ничего не случится. Но это секрет, никому не говорите.

2. Пользуясь случаем обучения чтению незаметно подсовывать гору новой лексики. Раз уж читаем, то можно читать сразу новые слова?
Главное правило учителя иностранного языка: "Новая лексика - на старой грамматике, новая грамматика - на старой лексике". Т.е. если учите новую грамматику, то слова используете старые и хорошо знакомые, если учитесь читать, то читайте те слова, которые уже знаете. Хотя бы на 90%

Например, вы смотрите с ребенком это видео по ребус-методу. Маска, наволочка, галстук, лейка... Если половина слов незнакома, то внимание сразу уйдет не на слоги, а на то, чтобы запомнить новое слово и сопоставить его со словом на основном языке общения.  



3. Прививать усидчивость = заставлять.
Кубики Зайцева работают. Вот у подруги дочка научилась читать. Этот метод хороший, в интернете все про него пишут. Поэтому будем сидеть и учить до последнего.

Если не нравится ребенку метод, игра, азбука, то это значит только одно - их надо поменять. Вот, например, говорящий плакат со слогами. Нажимай на кнопочки и запоминай. Всё! Но есть много детей, которым это нажимание на кнопочки кажется бесцельным, им не хватает игрового момента. Если скучно, то лучше заняться чем-то еще.

4. Торопиться или тянуть резину.
Необходимо взять хороший ритм: не спешить, не доводить до совершенства каждый-каждый слог, а идти дальше ровным шагом. Даже если где-то остались недоработки, продвигаться вперед и повторять проблемные слоги и слова по пути. Ребёнок не утратит интерес, он будет чувствовать прогресс, а не навязшее в зубах повторение одного и того же.

5. Нагружать лишней информацией.
Пока вы просто учитесь складывать буквы в слоги, слоги в слова. Понятно, что о буквах мы знаем многое, но не обязательно сразу же давать всю эту информацию. Например, не надо тут же пытаться классифицировать буквы, разделять на глухие и звонкие, шипящие, твердые, мягкие.

Читать еще:

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
asakura_sama
Jan. 31st, 2013 08:40 am (UTC)
>>Например, вы смотрите с ребенком это видео по ребус-методу. Маска, наволочка, галстук, лейка... Если половина слов незнакома, то внимание сразу уйдет не на слоги, а на то, чтобы запомнить новое слово и сопоставить его со словом на основном языке общения. <<

Это упражнение можно использовать как тренировку слуха( вообще не обращая внимания на смысл, а только на " услышанный слог"), но оно мне в целом сильно не понравилось.
У двуязычного ребенка " первая буква слова" или первый слог слова , его образ на картинке может быть усвоен первым на другом языке, и будет в голове каша. Не нужно экспериментировать. Тем же плохи и говорящие таблицы: " Медведь" на картинке может быть в голове совсем не для звука М, а например, вовсе быть БЭ , как bear.
По ходу занятий я выкинула кубики Зайцева, говорящую азбуку, эту часть ребус- метода, где новое слово составляют из слогов другого.
А вот это очень оказалось неплохо: динамично и по делу. Помогло узнать новые слова, совместить их с образом на письме и на рисунке.
http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/slogofon-govoryashka

Куда они игру дели с сайта? Там была эта " тыкалка" , 33 страницы с набором слов и картинок. Кажется, в разделе" онлайн- игра"

2lingual
Feb. 7th, 2013 06:01 am (UTC)
О, спасибо большое за игру :) Она находится по ссылке, в меню слева, самая последняя строчка: онлайн игра.

Я сама минут 5 поиграла.
asakura_sama
Jan. 31st, 2013 08:44 am (UTC)
В "русской школе " в Роттердаме я под дверью " первого" класса шестилеток слышала учиталя: "тааак, какая это буква? ЭМ! Правильно пишему МММММ..."
Клянусь!

Edited at 2013-01-31 08:44 am (UTC)
sovasovasova
Jan. 31st, 2013 04:11 pm (UTC)
Не могли бы вы нам немножко помочь - подсказать, как именно начать работать с кубиками Зайцева? Да, пишут много, но что-то не пойму - с чего начать. Детям 3.5. Кстати, мы с вами все еще планируем скайп или я все перепутала? Я редко тут в жж бываю.. Больше на Facebook. Спасибо!
2lingual
Feb. 7th, 2013 06:02 am (UTC)
Напишите, пожалуйста, в скайп: dpechorina

Лев Штернберг
Feb. 7th, 2013 11:03 am (UTC)
М+А=ЭМА?
Дарья, здравствуйте!
Это Вас Лев Штернберг беспокоит, который с "Ребус-методом". Я хотел написать в личку, но не нашел нужной кнопочки, приходится пользоваться комментариями.

В статистике моего сайта высветились посещения с Вашей странички, и потому я заглянул к Вам. Меня в целом интересует проблема билингвизма, и потому я с интересом почитал Вашу инфу. Японским я никак не владею, но довольно долго жил в Германии, а там собралась куча народу со всего света. И потому языки страшно понамешены. Приятели мои в Берлине отдали ребенка в детский сад за год до школы - специально, чтобы малыш окреп в немецком языке. Так ребенок за тот год в полной мере (ну, по возрасту, конечно) овладел и турецким, и арабским языками.

Я пишу Вам, потому что есть у меня нужда посоветоваться. Я давно пытаюсь сформулировать одну мыслишку, но она как-то всё ускользает, не формулируется. Авось Вы поможете мне в этом.
Мыслишка вот такая:

Разные языки имеют разный строй. Ребенок овладевает этим строем без всяких объяснений со стороны взрослого, просто методом проб и ошибок. Сказал так - поправили, значит ошибся. Сказал по другому - не поправили, значит так и надо. И вот в таком эмпирическом экспериментировании в разных языках дети делают для себя совершенно разные выводы.
Например, овладевая английским, или французским, или немецким языком, годам к четырем ребенок делает для себя вывод, что слова ни в коем случае нельзя делить на части. Слово - оно цельное, неделимое. И при любом искажении слова, например при замедлении или убыстрении, образуется совсем другое слово, с другим смыслом. Именно потому столь значимую роль в западноевропейских языках играют долгие и краткие гласные. Уж если kat произносится коротко, то удлинять его ни в коем случае нельзя. А вот katy, наоборот, должно звучать длинно. Отсюда и строгая привязка коротких гласных непременно к закрытым слогам. Закрытый слог неделим.

А вот в русском языке ситуация другая. Годам к четырем ребенок понимает, что слова можно делить и так, и эдак, можно удлинять гласные, укорачивать, порою даже полностью сглатывать - смысл слова от этого не изменится. От этого и дикция у россиян менее четкая, чем у европейцев, и "баловаться" в произнесении слов разрешается по всякому. Что закрытый слог, что открытый - для русских это без разницы, и на длину гласной это никак не влияет. А потому закрытый слог вполне возможно разделить на части, например ко-т.

Это факт.
А вот выводы из этого факта я никак не могу сформулировать.
Это должно бы касаться, во-первых, возраста обучения детей чтению. Мне так думается, что до четырех лет учить чтению и пытаться не следует, потому что ребенок лишь только приходит к своим языковым обобщениям. Задав слово несколькими графическими значками, мы тем самым ломаем ребенку представление о целостности морфем. Причем задаем делимость даже не на слоги (открытые или закрытые), и не на звуки, а на абстрагированные буквы/фонемы. И в этом плане меня очень интересует, в каком возрасте иероглифы какой сложности предлагаются детям в Японии.
Во-вторых, мне так кажется, что российские методисты совершенно напрасно пытаются ориентироваться на западное слогоделение и на фонемное обучение чтению. Николай Зайцев ушел от фонемного принципа, и я вслед за ним тоже. Но чтобы объяснить логику этого ухода всем остальным российским учителям - мне не хватает понятных, доходчиво сформулированных тезисов. Такие тезисы могут появиться лишь в общении с кем-то, в обсуждении. Я прошу Вас, Дарья, пообсуждать со мной эту тему. Как-то оказалось, что в России мне больше не с кем на эту тему поговорить.

С уважением -
Лев Штернберг



2lingual
Feb. 8th, 2013 04:49 am (UTC)
Re: М+А=ЭМА?
Здравствуйте, Лев!

Спасибо, что заглянули-)

В Японии есть 2 слоговые азбуки и иероглифы. Хирагана выглядит так: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/73/Table_hiragana-ru.svg/768px-Table_hiragana-ru.svg.png
Ее учат в 5 лет. С 1го класса (6 лет) начинают учить простейшие иероглифы, темпы нарастают к средней школе, и там уже сложные иероглифы, тонны исписанной бумаги, постоянные тесты.

Вот начальная школа:
http://www001.upp.so-net.ne.jp/NYAO/db/kanji/

Средняя: http://www.mercury.sannet.ne.jp/sakka/writing_data02.html
Сразу скажу, многие из этих иероглифов не каждый взрослый напишет без подсказки.

Я тоже уверена, что учиться читать до 4-5 лет не стоит. Но у меня опыт ограниченный, японские дети-половинки, которые учат русский язык. С другими языками, возможно, все иначе. Я не теоретик, я поступила в аспирантуру и через месяц уехала в Японию, так что просто рассказу с позиции обычного преподавателя-)))

1. Я недавно встретила вот эту ссылку: http://olgapisaryk.livejournal.com/147129.html
Там на автора поста очень ругаются в комментариях, но выводы очень похожи на мои: А при том, что преждевременное (без запроса) обучение ребёнка абстрактным вещам вынуждает его при обработке информации задействовать доступные ему нейронные цепи и, в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Когда непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее "перепроложить маршрут" на более эффективный. Таким образом, ранее обучение тормозит интеллектуальное развитие ребёнка.

Года в 3 своим обучением чтению мы закладываем шаблон, и все остальные языковые системы будут или подстраиваться под шаблон, или конфликтовать с ним. Причем, ни то, ни другое не есть хорошо. У меня на прошлой неделе было тестирование. У детей, которые в 3 года учились по кубикам Зайцева в 10 лет скорость чтения неадаптированного текста (отрывок из "Простоквашино") - 20 слов в минуту. При этом слова из одних открытых слогов они читают в 3 раза быстрее. У этих нескольких конкретных детей слоговая азбука японская наложилась неудачно на слоговую систему Зайцева, и с каждым годом им читать по-русски все...труднее. Потому что мозг, видимо, идет по пути наименьшего сопротивления и ищет знакомые с 3х лет простые слоги.

2. Чем раньше здесь дети учатся читать, тем дольше не проходит ступор перед новым языком с его новой структурой. Дети, которые стартуют в 6 лет обгоняют вот этих ранних за полгода.

Кстати, мой муж - бывший вундеркинд, в 3м классе он решал задания выпускного класса. Стоит ли говорить, что сейчас он мало чем отличается от окружающих-)))

Но убедить во всем этом родителей не выйдет. Это же ярмарка тщеславия.
Лев Штернберг
Feb. 8th, 2013 06:29 am (UTC)
Re: М+А=ЭМА?
Ох, благодарю за ссылочку на томографию! Жаль, что я не встречал этого раньше в таком наглядном изложении. И не очень-то там на автора ругаются в комментариях, мне приходилось видеть ругань и пошибче.

Про детей, которые в 3 года учились по Зайцеву и до 10 лет читают со скоростью 20 слов в минуту - а Зайцев-то чем виноват, что этих детей после трех лет ничему больше не учили? Складовое чтение - это лишь начальный этап. Далее ребенка необходимо учить иным технологиям чтения, и Зайцев никак тому не помеха. Не примите за рекламу, но я видел десятилеток, которые проглатывали одним взглядом целые страницы, хотя и начинали обучение по Ребус-методу, тоже складовому. Просто не надо застревать на этом начальном примитивном этапе, надо идти дальше. ИМХО, конечно.
Кстати, сам Зайцев никогда не говорил про обучение по кубикам с трех лет, и уж тем более с двух. Я, во всяком случае, сам этого у Зайцева ни разу не встречал. Это всё зайцевские апологеты типа Лены Даниловой, раздувают ажиотаж вокруг развития вундеров. А конек Зайцева всегда заключался именно в том, что вот, показал ребенку как из нескольких кубиков складываются целые слова, быстренько научил ребенка быстренько искать нужные склады на таблице - и пошло-поехало. Сам Зайцев всегда работал с 5-6-летними детьми, ну и для эффекта иногда упоминал про четырехлетних. Научить трехлетку быстренько никак не получается, да еще так, чтобы он быстренько чего-то находил и быстренько составлял.
Жаль, что Зайцеву уже ни в жизнь не удастся отмазаться от "апологетов" Они накрепко склеили его и с Ибукой, и с Доманом, и с развивалками Никитиных.

Между прочим, я очень часто встречаю в интернете высказывания мамочек, что вот им "уже" два с половиной года, и что они занимаются с ребенком по Ребус-методу, и что ребенку это страшно нравится, и что они уже почти читают. Я как раз потому и заглядываю по ссылкам из статистики (и к Вам так заглянул), чтобы вовремя перехватить такую мамочку и настучать ей по мозгам. Но тут, к сожалению, Вы абсолютно правы, Дарья: объяснить этим мамочкам мало что удается, им тщеславие мозги застит. Они и статей-то моих на сайте не читали, а там очень много по поводу противоречия букв и детского восприятия.

И всё-таки, Дарья, хоть Вы и не считаете себя теоретиком, я бы просил Вас поговорить со мной о Ваших наблюдениях. Я не очень доверяю теориям, непонятно на каких данных основанным. А Выгодскому с Элькониным я вообще не могу доверять, потому что они работали совершенно в ненормальных условиях, под контролем и идеологическим гнетом. Всё, что в их исследованиях не вписывалось в заданные рамки - тут же усекалось и цензурировалось "вышестоящими товарищами". А уж о педагогической или филологической грамотности тех товарищей говорить не приходится.
livejournal
Apr. 15th, 2013 09:14 am (UTC)
М+А=ЭМА?
Пользователь gatita_italiana сослался на вашу запись в записи «М+А=ЭМА?» в контексте: [...] Оригинал взят у в М+А=ЭМА? [...]
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com