?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Спасибо тем, кто отметился в комментариях к этому посту. Почитайте, там много всего интересного.

Из комментариев видно, что мало кто надеется на русский язык на переменах, но мой опыт, к сожалению, говорит об обратном. Родители сначала грустно намекают на то, что на переменах дети говорят по-японски, потом спрашивают все настойчивее и настойчивее: а когда же? Когда все заговорят по-русски легко и свободно? При этом, как правило, тут же по-японски просят ребенка убрать тетради в сумку.

В нашей школе в младшей группе на переменах (и часто еще на уроках) дети говорят по-японски. И на это есть несколько причин:

1. Им еще не хватает «инструментов». У меня в школе была ужасная учительница английского языка. Мы урок за уроком что-то читали-переводили, а потом вдруг она вспоминала о том, чему ее учили в университете, и на следующий урок торжественно объявляла: «Сегодня у нас ролевая игра для развития коммуникативных навыков!» При этом вид у нее был такой, что она от нас-балбесов ничего хорошего, конечно же, не ждет.

«Ты будешь тур-агентом, а ты — клиентом. Ты должна на английском выбрать и оплатить какой-нибудь тур за границу. Ну и как вежливые люди пообщайтесь сначала о погоде». За границей я не была. Одноклассники тоже. Тур-агентство видела издалека. По-английски могла читать и переводить со словарем. Какая ролевая игра? Какое свободное общение? Какая погода? Учитель не имеет никакого права требовать общения, если у ученика нет необходимых для этого навыков, запаса соответствующей лексики.

Точно так же я не имею права требовать с детей 100%-й русский, если для этого у них еще не хватает этого самого русского. Мы постепенно набираем лексику. Постепенно учимся играть в русские игры. Постепенно — значит в течение года.

2. На уроке ребенок запоминает огромный объем информации. Правда огромный. Уроки идут 2,5 часа. Детям 5-6 лет. Они имеют право немножко отдохнуть.

3. Требования — это всегда прессинг. Я не хочу, чтобы ребенок проводил эти 2,5 часа под страшным давлением, и через полгода заявил родителям: «Надоел мне этот ваш русский и ты, мама, заодно».

Но не все так страшно. В группе детей 9-10 лет все говорят по-русски 100% времени. Все. Включая уроки и перемены. Как это стало возможно? У них появилась уверенность в своих языковых способностях. Мы начали часто и разнообразно играть в лингвистические игры. Появилась соревновательность. Дети бросили вызов друг другу и себе: «А давайте поиграем. Кто скажет слово по-японски, тот...» Сейчас на доске я пишу список имен, напротив ставлю галочки за каждое японское слово. Три галочки — +1 дополнительное домашнее задание. В этом году еще никто его не получил.

«Наказание», кстати, дети придумали сами. Потому что теперь установка «100% русского языка» - это уже не прессинг, а игра. Но это долгий путь, и мне остается надеяться на понимание родителей моих учеников.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
miatombo
Nov. 21st, 2012 12:55 pm (UTC)
Отличная у Вас методика.вселяет надежду, что биллингвизм возможен даже в самых неблагоприятных для него условиях
2lingual
Nov. 22nd, 2012 06:53 am (UTC)
Я верю, что билингвизм возможен-) А так же верю, что есть учителя, у которых это привыкание к русскому языку происходит еще менее болезненно и более быстро. Так что я пока в начале пути, это точно.
krajul
Nov. 21st, 2012 01:31 pm (UTC)
очень хорошие результаты, учитывая тот факт, что в начальной школе язык школы развивается стремительно, а у родителей времени с детьми всё меньше. хотелось бы узнать, сколько у вас уроков в неделю и каковы по объёму домашние задания (и насколько они привлекают родительское участие)? даёте ли вы какие-либо рекомендации родителям по развитию языка?
2lingual
Nov. 22nd, 2012 06:44 am (UTC)
Уроки 2 раза в неделю, вечером, по 2,5 часа (английский, русский, русская речь) или 1,5 (для тех, кому английский не нужен, но таких обычно нет). Домашнее задание в младшей группе 2 раза в неделю, минут на 10 (исключение - стихи наизусть, которые все-таки лучше повторять несколько дней), дальше домашнее задание только раз в неделю, но темы там уже посерьезнее, так что времени может уйти больше. Некоторые родители помогают, некоторые вообще не открывают тетрадей. Я обеими руками за участие родителей в процессе, но понимаю, что не у всех это получается физически. Рекомендации даю, конечно :) А еще если пишу какой-нибудь пост сюда и думаю, что кому-то из учеников это может помочь, отправляю родителям ссылку.
asakura_sama
Nov. 21st, 2012 04:45 pm (UTC)
>>Три галочки — +1 дополнительное домашнее задание. В этом году еще никто его не получил.<<

Аааа, вот он, секретный метод! Тайное знание и ключ к успеху)))

А у нас родители приходят скандалить, чтоб не смели задавать домашнего задания бедным детям.
2lingual
Nov. 22nd, 2012 06:35 am (UTC)
Ну да, такой вот секрет-) Но если те же условия (+1 домашнее задание) будет в младшей группе, дети просто разбегутся.

Насчет домашнего задания... Я разговариваю с родителями сразу, еще до оплаты обучения. Рисую на доске схемы, объясняю механизм запоминания информации у 5-6-летнего ребёнка. Пытаюсь донести простую мысль: вы можете не делать домашнее задание, но на прохождение программы понадобится в 2 раза больше времени. Исключений почти не бывает. В 2 раза больше времени = в 2 раза больше денег. Простая математика. Если кто-то в корне не согласен, то просто не оплачивает обучение и больше не приходит на уроки. Всё лучше, чем скандалить постфактум-) К тому же за выполнение домашек дети получают подарки, есть у нас такая система поощрения.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com