2lingual (2lingual) wrote,
2lingual
2lingual

Category:

Учиться по-другому, или советы директора частной школы

Отрывок из книги "Школа в стиле ЭКШН" Рустама Курбатова, директора частной школы "Лицей 21". 

О том, как учиться писать грамотно и письменно выражать свои мысли. 

ПИСАТЬ И ДУМАТЬ «ОТ СЕБЯ»

Некоторые дети ещё до школы пишут: отдельные слова, ма-
ленькие истории, стихи. А потом становятся школьниками и уже
не пишут ничего, кроме букв в прописях. А можно ли продолжить
такое письмо? Можно ли построить курс изучения родного языка
в вокруг этих детских текстов? И при этом научиться писать хорошо
и грамотно?

***
Что мы делаем на уроках русского языка? Пишем...
Новости для родителей, переписка с друзьями из другого класса,
из другой школы, из другой страны; рассказы, повести, романы, стихи,
тексты для газеты по истории и естествознанию, задачки по математике,
сценарии спектаклей, вопросы для интеллектуального турнира, стенная
газета, впечатления о фильме, спектакле, книге… Может быть, тему
предлагает учитель. А может, и дети.

Это не изложение и не сочинение — Свободный Текст!
И не от случая к случаю — а регулярно: два текста в неделю в на-
чальной школе и, увы, всего лишь один — в средней.
То, что писать «от себя» полезней и приятней переписывания упраж-
нений — очевидно и для учителей, и для родителей. Но можно ли так
научить писать грамотно? Ведь если просто детям разрешить писать, что
они хотят и как хотят, — есть опасность, что неправильное написание
запомнится на всю жизнь и переучивать будет непросто.
Поэтому сделаем попытку расписать подробно «технику работы».
Не для того, чтобы следовать посекундно этому «рецепту» — а чтобы
показать, что на свободных текстах можно отработать все навыки гра-
мотного письма.



Этап 1. РАЗГОВОР ДО ПИСЬМА

Текст «от себя» — это рассказ о событии. Со-бытии — о том, что
имеет отношение к жизни, что прикасается к главному, к бытию. Писать
можно о чём угодно, лишь бы тема задела за живое. Лишь бы ученик
захотел, очень захотел писать.
До того как взять ручку и бумагу, надо говорить, долго говорить. Что-
бы каждый мог высказаться и выслушать другого. Мысль должна созреть.
Нет смысла просто прийти в класс и сказать: сегодня мы пишем…

Этап 2. ЧЕРНОВИК, НАПИСАННЫЙ ОТ РУКИ

Пишется текст обычным образом: от руки на листе бумаги. Ученик
может спросить у учителя, как лучше построить фразу, какое написать
слово. Учитель читает черновики и правит наиболее явные ошибки. Это
первое, грубое, редактирование — как крупной наждачной бумагой.

Этап 3. НАБОР ТЕКСТА НА КОМПЬЮТЕРЕ

Самый приятный и самый эффективный способ научить ребёнка
хорошо писать. Ученики садятся за компьютер и набирают свои тексты.
Учитель подходит к каждому по очереди и прямо на мониторе, пока
текст ещё «тёплый», помогает правильно составить фразы. Да, это бы-
вает непросто. Некоторые дети не могут изменить фразу, не чувствуют
языка. Но мы же учимся...
Учитель обращает внимание на построение фразы, на правильное
использование слов — занимается тем, что принято называть «развитие
речи». Правит стилистические и речевые ошибки, скорее, не правит —
а не допускает их.

Но, кроме этого…
Орфография. Основную работу делает редактор компьютера — и
в этом, думаю, есть польза. Собственно, что делает редактор? Подчёркива-
ет неправильно написанное слово — а это обычная учительская работа.
Пунктуация. Как правило, дети не ставят запятых. Особенно
в начальной школе, когда прошли по программе лишь однородные
члены и обращение. Учитель помогает увидеть, точнее — услышать
запятые. Он правильно читает фразу, чтобы ученик уловил интонацию,
«поймал» запятую. Большинство запятых в русском языке, к счастью,
интонационные.

----------------------------------
У Рустама Курбатова уйма интересных идей, и кое-что уже успешно работает в нашей школе. Что мы пишем? Письма родителям, бабушке в Россию, записки, to-do-листы, напоминания себе, планы на каникулы. Старшая группа теперь раз в 3 месяца пишет газету, почти настоящую, которую я верстаю потом целый день-) Совсем скоро начнем писать короткие дневниковые заметки о том, как прошел день и что хорошего случилось. А еще мы очень любим письменно мечтать и фантазировать на тему идеальных каникул, идеального дня рождения, идеального путешествия. Дети часто капризничают, когда впереди упражнения: руки устали, пальцы болят, хвост отваливается. Но когда дело доходит до свободного письма, до газеты и фантазий, единственной работой учителя остается - отвечать на кучу вопросов внезапно проснувшегося любопытства. И вовремя прервать урок, конечно, причем это оказывается самым сложным.

Читать на эту же тему: 

5 способов приучить ребёнка к письму
5 способов приучить ребёнка к чтению
Tags: идеи, книги, письмо, школа "Росинка. Токио"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Как играть в “Профессии”?

    Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его…

  • Школьники-билингвы

    Ребёнок идёт в школу, и появляются новые заботы. Интенсивно развивается язык среды или язык обучения. Общения на русском становится меньше,…

  • Волшебство и его помощники

    Есть у меня один курс, о котором до сих пор нет ни одного поста в блоге, был только одинокий пост в ФБ, который давно потерялся в ленте -…