2lingual

Category:

Как играть в “Профессии”?

Наконец решилась на большой пост о том, как можно заниматься по “Профессиям” интересно и с удовольствием, как превратить занятие в игру и чем его можно дополнить. Давайте я расскажу о том, каким вижу этот процесс, а заодно поделюсь своими идеями. Напомню, что купить весь комплект можно здесь, а скачать дополнительные бесплатные задания еще по нескольким профессиям можно здесь.

Игровое пространство

Первое и самое главное. Для того, чтобы играть в “Профессии”, в них в самом деле надо играть! :) То есть не распечатать задания и сесть за стол, а само занятие уже начать внутри игрового пространства: пригласить ребенка в ресторан, ателье, ветеринарную клинику и т.д. 

Оформите рабочее место подручными средствами. В тетради есть карточки для оформления игрового пространства, но этого мало. Достаньте кассу, сделайте стойку регистрации из картонной коробки, придумайте какой-нибудь рентген-аппарат и прочее нужное оборудование.
Для ветеринарной клинике идеи можете посмотреть здесь: 

Совет от опытного игрока :) Оформление создавайте постепенно и вместе с ребенком. Иначе взрослый на одном только создании артефактов растеряет всю мотивацию, ну и плюс времени на подготовку уйдет море. “Смотри, у нас новая клиника, мы только-только открылись. Нам надо постепенно клинику оборудовать, добавлять новую мебель и вещи, чтобы она была удобной и хорошей”. В начале игры мин 10 делаете какой-нибудь аппарат или другую важную штуку, а затем приходят первые клиенты и вы делаете первое задание. В следующий раз тоже уделите оформлению мин 10. Платочки, коробки, баночки - все пригодится!

Вежливо разговаривать с клиентом, ведь именно в ролевой игре ребенок впервые тренируется вежливо разговаривать. Задавать вопросы, уточнять. Это же ролевая игра! 

Дополняем задания

Самое интересное - это взрослая жизнь и настоящие, не игрушечные материалы, инструменты, предметы. 

Приведу пример для дизайнера интерьера

Во-первых, можно купить журналы, посвящённые дизайну интерьера. Рассматривать несколько картинок за раз, обсуждать: что нравится, а что нет? А еще заказчик может приходить, описывать свой заказ, а ребенок-дизайнер ищет подходящую под описание картинку. Можно, конечно, распечатать фото из интернета. Но журналы - это все-таки другие впечатления и другая полиграфия. 

Во-вторых, можно вырезать несколько иллюстраций, определить, где какая комната и сложить из них дом. Выберите сами сколько этажей в нем будет, можно дополнить его крышей из бумаги и т.д. А заодно расскажите ребёнку о том, что план дома придумывает архитектор, а дизайнер помогает красиво дом оформить. 

В-третьих, можно разрезать красивые иллюстрации комнаты на несколько частей и собирать их, как пазлы. Или же вырезать фрагменты одинаковой формы, а потом подбирать подходящие фрагменты к каждой картинке. 

В-четвертых, можно расширить и повторить одно из заданий нашей рабочей тетради. Когда ребёнок видит картинку и за клиента должен закончить предложение: "мне нравится/не нравится эта комната, потому что..." А еще можно решать рабочие вопросы и проблемы, связанные с заказом. Например, клиенту не нравится цвет стен или какая-то мебель/ дизайнер забыл что-то сделать или перепутал. Как можно выйти из этой ситуации? 

И еще интересное задание на развитие речи - спор дизайнеров. Выбираем по одной иллюстрации комнат и спорим: чья комната лучше? То есть надо похвалить свою комнату как можно больше. Например: "у меня красивые голубые шторы", "зато, у меня есть пушистый мягкий ковер, а у тебя нет". 

Затем можно заняться аппликацией: вы вырезаете из ваших иллюстраций отдельные предметы интерьера и на другом листе бумаги создаёте новую комнату. Совершенно безотходное производство: когда одни картинки уже обыграли, мы можем их разрезать на части и сделать что-то новое. 

Еще из творческих заданий: можно придумывать узоры для штор или ковра. Использовать штампы из подручных материалов: бумаги, разрезанных овощей, игрушек и т.д. Главное, в процессе не перейти со штампиками на настоящие шторы, конечно. 

И последнее: дети учатся читать, и вы можете выписать на бумажке для заметок слова из нашей рабочей тетради из раздела на чтение. И попросить ребёнка наклеить эти бумажки на соответствующие предметы в доме. А потом заодно поиграть в сложные прятки - это когда вы прячете игрушку и объясняете ее местонахождение. Например, "в гостиной на такой-то полке в коричневой коробочке". Ребенку для того, чтобы запомнить условия поиска, приходится все визуализировать: "Вот я в гостиной, вот я подхожу к книжной полке и выбираю именно коричневую коробочку".

Если вы играете в повара, то самое время заняться совместным приготовлением салата и бутербродов. Можно повторить то, что уже есть в заданиях, а можно просто придумывать свои рецепты. И можно их потом зарисовывать и записывать. Можно делать печенье разной формы по заказу клиента. Можно украшать разными способами блины и т.д.

Можно открыть пластилиновую кондитерскую или булочную.

Можно учиться готовить по рисованным рецептам. Поищите в гугле по запросу “рецепты в картинках”, и вы найдете миллион замечательных, простые и понятных рецептов. Готовить по ним с малышами намного интереснее, чем по рецепту, написанному в книжке (которую ребенок еще не может прочитать). Здесь наглядно видны ингредиенты, порядок действий, превращение одного в другое. 

Можно даже составлять свои задания для взрослого! Нарисовать “рабочий лист” с разными ингредиентами (овощи, фрукты, рыба, мясо, яйца и т.д.) или приклеить вырезанные картинки. И дать взрослому задание подобрать ингредиенты для названного нами блюда. 

Можно изучать, из каких компонентов состоит “целое”. Вот тесто, например, однородное, никаких частей в нем нет, никакой желток из него не торчит. Но оно состоит из нескольких ингредиентов, и это интересно изучать с дошкольниками! 

А еще, конечно, можно играть в “съедобное-несъедобное”.

Можно обсудить с ребенком полезную и здоровую пищу, а также фастфуд и то, что для здоровья вредно. Сделать аппликацию с двумя тарелками – с полезной и неполезной едой, заодно обсудить, почему и что попало на каждую тарелку;

Можно составить список покупок, отправиться в магазин и предоставить ребенку возможность почти самостоятельно все выбрать и купить.

Можно составить вместе с ребёнком меню на неделю. Объяснить основные принципы питания – почему не стоит каждый день есть одни макароны.  

Начните заниматься и играть, а потом смотрите, что заинтересует ребенка, и какие идеи появятся у вас самих. Расширять и дополнять темы “Профессий” можно бесконечно.

Про рисование 

Часто спрашивают о том, как выполнять задания, в которых надо что-то рисовать. Задача часто сложная для детей 3-5 лет. Например, в «Портном» надо прочитать задание-заказ и нарисовать соответствующие платье или рубашку, в «Архитекторе» - нарисовать дом по заказу, в «Композиторе» рисуем флейту справа или слева от скрипки («архитектора» и «композитора» в продаже нет, но часть рабочих листов можно скачать здесь).

Вообще это задания не на рисование, конечно. Это либо задание на чтение, либо на понимание или закрепление лексики, либо на ориентацию в пространстве (нарисуй коричневую флейту справа от скрипки, а черную – слева от скрипки). Поэтому многоэтажный дом с лифтом, платье с бантом и рубашка с манжетами у нас получатся очень схематичными и забавными. Флейта будет выглядеть как палочка, а барабан – просто как круг. И это нормально!

И еще: ребенок не хочет рисовать теми цветами, которые указаны в заданиях, что делать? Мой ответ: рисовать теми цветами, какими хочет рисовать ребенок. В конце концов если цель задания – ориентация в пространстве (слева от, справа от, сверху, снизу), то какая разница, какого цвета архитектор спроектирует дом. Я, читая задание своей дочке, знала, что первым же вопросом будет: «А можно не коричневым, а жёлтым (розовым, зеленым, голубым, разноцветным)?» Для меня это непринципиально. У нас нет ни одного задания, целью которого было бы научить ребенка строго следовать инструкции :)

Если ребёнок “ещё этого не знает или не умеет”. 

Сразу после первого же "Портного" я получила множество комментариев, большая часть которых была про то, что для четырехлетки это сложно, несмотря на то, что ребенок свободно говорит по-русски и т.д. И я поняла, что это принципиальная разница в подходах, и надо кое-что пояснить.

Моей дочке было 2 года и 7 месяцев, когда я дописала "Портного" и сразу распечатала экземпляр и для нее. Она не могла рисовать что-то, кроме каракуль и головоногов, но мы научились рисовать на футболке узор в полоску и в клетку, остальное рисовательное оставили на потом (благо это не книжка, а пдф-файл, принтер всегда доступен). Раскрасить по заказу Алиса тоже не может красиво, поэтому раскрасили схематично. Но все задания на поиск, на обвести-провести-соединить, на классификацию одежды на зимнюю и летнюю, домино-карточки мы постепенно сделали. Задание на заказ одежды (в котором клиент описывает, что ему нужно: манжеты, воротник, пуговицы...) довольно интересное, но рисовать Алиса не умеет. Поэтому я вырезала все эти детали из листа ватмана. Алиса тянула карточку с заданием, я изображала клиента и читала, что на карточке написано. Алиса составляла из деталей заказ. У нас остались нетронутыми только задания на чтение, но мы потихоньку до них доросли.

"Мой ребенок не знает эти оттенки, не знает, что такое манжеты, нам рано". Почти никто из наших учеников до начала занятий этого не знает! Для этого мы и учимся. И параллельно научимся многому другому. Пальчиковые игры, которые работают на формирование системы совершенного и несовершенного видов глаголов, тоже были сложны первое время, но постепенно пальчики всё поняли. Я думаю, вы поняли, что речь идет о Зоне ближайшего развития: сначала ребенок умеет что-то делать только с помощью взрослого, потом подобные задания он умеет делать сам, а зона ближайшего развития, благодаря этому, расширяется многократно, позволяя вместе со взрослым (а потом и самостоятельно) делать все больше и больше.

Нет смысла ждать 5 лет, когда ребенок все это будет уметь без вашей помощи, мы можем заниматься сейчас, помогать и пояснять, показывать и повторять. Узнавать новое) Только чур не учить новые слова на картинках в заданиях. Доставайте настоящую одежду из шкафов, трогайте, показывайте, застёгивайте и завязывайте, наряжайтесь и переодевайтесь. Там будут и воротнички, и манжеты, и пояски, и карманы, и молнии, и еще какие-нибудь подтяжки. Заодно разговаривайте о том, какова ткань наощупь, какие бывают оттенки у уже знакомых ребенку цветов, какая одежда подходит для дождливой погоды, а какая - для жаркого лета.

В общем, не бойтесь “манжетов” :) Распечатайте тетрадку целиком, начните с того, с чем ребенок справляется, потом постепенно подтягивайтесь до того, что сложнее. Если ничего не вышло с каким-то заданием, распечатайте заново неудачную страницу и через пару месяцев возьмите ее опять.

«Зачем нужны монетки и зарплата в рабочих тетрадях для малышей?»

Это рабочие тетради по профессиям, а люди работают для того, чтобы зарабатывать деньги, в том числе. И эти деньги в конце концов можно как-то потратить. Можно что-то купить для своего магазина, можно открыть новый магазин по соседству, можно нанять помощника и т.д.

Пример из наших домашних занятий. Мы играем в портного, я рисовала силуэты нарядов, дочка раскрашивала, за каждое готовое изделие получала бумажную монетку. В конце рабочего дня считала, сколько она заработала, потом доставала то, что осталось в кошельке после предыдущей игры, складывала, чтобы узнать, сколько денег у нее всего есть. Вот и математика.

Дальше у нее был выбор: потратить все или часть, а часть вернуть в кошелек. Она узнала, что такое банк, благодаря фермеру Турнепсу и «Городу добрых дел», была опция положить в банк для сохранности или под проценты, но тогда несколько следующих игр эту сумму нельзя будет использовать. Понятно, что проценты мы не считали и сами придумывали условия, н-р, +1 монетка за игру.

Как тратить деньги? Идеи есть в самих рабочих тетрадях, но можно придумать промежуточные варианты. Н-р, после игры у нас есть 10 монет. Можно потратить все 10 на красивую вывеску с наклейками «Ателье Алисы» (мы украшаем игровое пространство, в следующий раз играть будет интереснее). Можно потратить 7 монет и купить радио, чтобы в ателье играла тихая музыка. Сколько у нас останется денег? Можно потратить 5 монет и купить колокольчик на дверь. Сколько у нас останется денег? Это куда нагляднее, чем складывать и отнимать счетные палочки.

А еще те идеи, которые есть в рабочих тетрадях за полностью или почти полностью выполненные задания – это приглашение к новой ролевой игре. В детективе это, к примеру, предложение открыть школу для тренировки служебных собак, которые будут помогать детективам и полицейским в работе. Доиграли в детектива и видим, как можно продолжить тему.

Играйте, растите, учитесь новому! Расширяйте игровой опыт, обыгрывайте новые ситуации и примеряйте разные роли, осваивайте все новые и новые профессии.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.