?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Разве дошкольнику по силам пересказ?»
«Ребенок не может рассказать, как прошел день в садике. Только отвечает на вопросы, все приходится вытягивать по одной фразе».
«Ребенок хорошо говорит по-русски. Читаем виммельбух, на все вопросы отвечает, потом я в роли игрушки прошу ребенка: «Расскажи мне эту историю, расскажи, что происходит на картинке!» Он повторяет «не могу, не могу» и очень расстраивается».
Когда ждать от ребенка связной речи? И ждать ли ее от дошкольника, может еще рано? И что это вообще такое – «связная речь»?

Терпеть не могу заходить издалека, но тут придется.
Речь ребенка развивается поэтапно. Сначала ребенок учится общаться на этапе диалогической речи – вопрос и ответ, обмен высказываниями. Из диалогической речи постепенно вырастает монологическая. И вот тут начинается самое интересное.
Развитая монологическая речь – это та самая «связная речь», которую мы так ждем от ребенка. Это рассуждения, развернутые высказывания, умение составить рассказ по картинкам, умение описать что-либо, умение пересказать текст или сюжет мультика.

Сейчас обозначают такие возрастные нормы:
- в 4 года монологическая речь начинает формироваться;
- в 5 лет – время активного ее развития;
- в 6 лет ребенок владеет свободно монологической речью, включая все, что я описала выше, от рассуждения до пересказа.
Поэтому – да, дошкольнику пересказ по силам, и начинать работать с пересказом лучше около 5 лет.

У билингвов развитие монологической речи иногда занимает гораздо больше времени, вне среды это куда более сложная задача. Монолингв в среде проходит огромный путь всего за год, этот же путь у билингва вне среды может занять в 2-3 раза больше времени.

Несколько лет назад я проходила курс по развитию речи у детей, и нам давали прослушать образцы речи детей одного возраста (чуть младше 5 лет), которые должны были пересказать одну и ту же историю. В итоге все образцы можно было разделить на 3 группы:

1 группа:
– Я не знаю.
- Ну кто там был, принц?
- Принц и конь.
- А куда они пошли?
- В замок.
- Зачем?
- Ну принцессу спасать.
Т.е. монологической речи не видно, ребенок только отвечает на вопросы.

2 группа:
- И потом он туда, и потом – бах! А она: ааа и убежала.
Т.е. совершенно бессвязное повествование. Ребенок видит в сознании  картинку происходящего, но сложить в последовательность не может. Но пытается, и это уже первый шаг в сторону монолога.

3 группа:
Абсолютно «взрослый» связный рассказ, от и до, с презентацией героев и развитием сюжета.

Одна и та же история, один и тот же возраст, и пропасть в речевом развитии. Но самое интересное, что образцы речи детей на год старше можно было разделить на те же 3 группы. Т.е. и для монолингвов развитие монологической речи – не самая простая задача, ребенок должен оказаться в благоприятных условиях. Например, детские сады с акцентом на развитие речи в программе демонстрируют намного более высокие показатели, чем детские сады без специальных программ по развитию речи.

Что же теперь делать, как развивать монологическую речь?

Необходимое в рунете пояснение, чтобы потом в меня летело чуть меньше помидоров: «Все индивидуально, все дети разные». Но! В подавляющем большинстве случаев если ребенок овладел диалогической речью, то он способен в полной мере овладеть и монологической. Только монолог сложнее и НАПРЯМУЮ зависит от окружения ребенка, от речевых моделей родителей, от инпута, от того, как много и насколько «качественно» говорят и занимаются с ребенком. Т.е. монолог – это про среду, общение и занятия с ребенком.

У билингвов проблемы со средой и с инпутом, с объемом той речи на русском, которую они слышат в течение дня. Отсюда проблемы с монологической, связной и образной речью. И здесь есть такая закономерность: чем сильнее русский язык у ребенка, тем актуальнее для него советы для детей-монолингвов и возрастные нормы того или иного этапа развития речи. Чем слабее русский, тем актуальнее методы изучения языка как иностранного, тем больше речевых навыков нам придется добирать и отрабатывать по отдельности. И именно поэтому у каждого билингва свой индивидуальный набор проблем со связной речью: не потому, что второй язык плохо влияет, а потому что на том этапе, когда нам очень важны инпут и среда, у нас их острый дефицит.

8 классических способов развития связной речи:

1. Следить за своей собственной речью. Используйте распространенные предложения. Используйте слова-связки. Во время общения вы даете ребенку множество речевых моделей, которые он заимствует, и чаще всего трехлетка, который говорит полными красивыми фразами обычно умеет это делать, потому что именно так обращается к нему взрослый:
- Мама, тебе случайно не попадались на глаза мои карандаши?
- Кстати, не могла бы ты приготовить мне макароны с сыром?
Трехлетка не придумывает эти фразы, он берет готовые модели у взрослых.

2. Сочинять истории – устно, с ребенком или его игрушками в главной роли. Брать ребенка в соавторы (ребенок заканчивает предложения, отвечает на ваши вопросы, подсказывает, куда пошли герои и что нашли в сундуке). Можно сочинять истории после просмотра мультика: например, после серии «Доктора Плюшевой» сочинить еще 2 истории про ее пациентов. Это очень здорово: ребенок видит, как можно придумывать сюжеты, взяв за основу уже знакомую историю.

3. Составлять рассказ по серии картинок. Сначала взрослый показывает пример, раз за разом повторяя одни и те же слова-связки, потом по картинкам рассказывает ребенок, а взрослый «связывает картинки» словами-связками:
Картинка 1. Ребенок говорит.
Взрослый кладет Картинку 2 со словами: «А потом…» или «И вдруг…» С этим мостиком ребенку намного легче продолжить повествование.


4. Пересказывать прочитанные художественные произведения. На первом этапе взрослый рисует простые картинки на каждый шаг сюжета, и ребенок пересказывает с опорой на эти пиктограммы.

5. Сочинять графические истории. Вы ложитесь с ребенком на диван, и начинаете рисовать историю, параллельно рассказывая: «Жил-был зайчик, посадил он у себя в огороде морковку…» Рисуете зайчика, морковку и двигаетесь дальше, зарисовывая каждый шаг сюжета. В конце можете попросить ребенка по картинкам вспомнить всю историю. Помогаете, вместе проходите по сюжету.

6. Играть в настольный театр по прочитанной книге. Мастерите героев (я ищу картинки в интернете или делаю копии страниц книги), наклеиваете на картон, делаете элементарные декорации и проигрываете весь сюжет.

7. Готовить описание по схеме. Вы наверняка встречали что-то подобное в логопедических пособиях для дошкольников: что это – какого цвета – какой формы – из чего сделано и т.д.


Здесь можно найти схемы на все случаи жизни: описание животных, растений, мебели и т.д. Мне нравятся далеко не все схемы. Наверное, лучше делать их самостоятельно, ориентируясь на уровень развития речи ребенка и постепенно усложняя. Потому что большую схему с самого начала ребенок точно не потянет. Постепенно можно будет перейти к играм, в которых
ребенок должен описать предмет, не называя его, а остальные игроки должны предмет угадать.

8. Вспоминать, что вы делали в течение дня, куда ходили, что купили, кого встретили. Утром предлагать ребенку угадать, что вы будете делать сегодня. Вечером предлагать придумать себе интересный сон.
Есть еще множество игр и разных способов, которые помогают отработать основные навыки. Чем вы занимались или занимаетесь с ребенком? Что для вас было самым эффективным?

В нашем курсе «Однажды в городе» около половины заданий на развитие монологической речи: пересказ, причинно-следственные связи, описание, повествование об опыте ребенка, решение проблем, последовательность действий. Приходите на занятия, заимствуйте идеи и продолжайте самостоятельные занятия после окончания курса!

Recent Posts from This Journal

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
asakura_sama
Jul. 7th, 2017 07:27 am (UTC)
Упс. Я первая? Я дико извиняюсь. Но когда мы морочились этой проблемой, пришла наконец методика работы с монолингвами с дисфатическим развитием, когда какой- то из этапов формирования речи был нарушен, и 6-7 годам связная красота так и не пришла. Для монолога- рассказа нужны в голове " опорные картинки", цепочка образов и связанные с ними слова- словосочетания, отдельных назывательных слов мало, нужны эмоции и ассоциации, по ассоциациям и скачет мысль. Очень долго опорой служат внешние картинки, схемы, ритмы. Сначала образы, потом движения: руки работают... дочь шутила: если итальянцам руки за спиной связать- они молчать будут. Вот так " связывают" руки в японской школе, и у нас два года война была, которую мы проиграли, но научили ребенка говорить " из головы", составлять алгоритмы до и в процессе речи..." я говорила просто и коротко, чтоб было понятно и я не устала". Если честно, " длинно" детка и сейчас без опор не может. Ни на одном из языков. Чтобы было " длинно", надо обдумать и помахать руками, побегать, иногда раза три переделать. Намного легче дается пересказ опорного текста. Легче сократить, чем расширить. Зато, находятся меткие и емкие словечки, очень точные определения. Я не знаю, что лучше. Развивается это все лет до 13 . Причем, у билингва словарный запас набирается постоянно, в то время как у монолингва есть " плато" в 9-11 лет, когда речь именно расширяется за счет сочетания известных слов. У билингва постоянно все новое . Как бы меньше времени на остановиться и рассортировать- нанизать слова в изящные ожерелья. Я не знаю: художественность или функциональность важнее? Пока у нас упор на функциональность: дать четкое понятие, объяснить, найти общие корни, сформировать нужное слово и словосочетание.А насколько живописно выглядит высказывание- нет сил. Силами одной мамы этотникак не получается! Так что," я говорю грубо", " я звучу как мальчик", " я пишу мало", " я тупая"- это уже к пятому классу серьезная проблема. Я пока видела только одного мальчика- билингва с раннего летства, у которого сбалансирована речь на обоих языках: богатая, выразительная, струящаяся. И он- гений. Увы. И семья русско- русская, академическая. И там еще три языка приличных.

Edited at 2017-07-07 10:50 am (UTC)
snowleo_hatula
Jul. 8th, 2017 01:26 am (UTC)
"Говорю грубо" и "звучу как мальчик" - это точно японское-гендерное. В японских фильмах женская и мужская манеры очень сильно отличаются на слух (я по-японски только несколько слов могу понять). Знаю от японских женщин, что они манеру речи усваивают очень рано и потом уже, понимая, что можно по-другому, не могут или учатся с большим трудом. Моя хорошая знакомая с детства занималась карате и научилась кричать - свободно и легко. Говорит, что тяжело было до слез, стыдно. Но она научилась и этому ужасно рада, ощущает как рождение второй личности, куда более годной для жизни в Канаде.
lagushka
Jul. 7th, 2017 08:57 am (UTC)
Здорово! Очень мне Ваши посты нравятся!
Вспомнила вот ещё, что очень важный момент на совсем раннем этапе сопровождение речью повторяющихся действий ребёнка, всякие приговорки (типа водичка-водичка, умой моё личико, или то же "у собачки боли", раз ступенечка-шажок, два ступенечка-шажок и т.п. - такое речевое сопровождение ритуально-рутинных моментов, втягиваешься, привыкаешь и ребенок привыкает).
И сказки, да, разыгрывание. В вальдорфских садах каждый день есть время сказки на столе с куколками войлочными с повторяющимися действиями тоже, повторяющимися словами. Сказки-цепочки. Помню, сын приходил и дословно рассказывал сказку, повторяя все интонации тоже, потому что её не читали, а показывали (просто сопровождая рассказ передвиганием куколок по столу, как в сюжетно-ролевой игре - но Вы об этом и пишете). И эмоциональная наполненность очень важна, дети же не столько содержание запоминают, сколько эмоции впитывают. Ну и повторяемость, да. Сейчас я вижу книги сокращенных кумулятивных сказок, где слова не повторяются, а просто пересказывается сюжет, и это плохо, конечно. Суть репок, теремков, пыхов, колобков, заинькиных избушек - кумулятивных сказок как раз в такой повторяемости: слов и эмоций. Причём и интонации важно повторять, эмоционально рассказывать, даже чуть утрированно, а не читать по книжке, и да, здорово манипулировать предметами в этот момент. Например, есть замечательные матрёшки "Репка" (там самая большая - дед с репкой, внутри - бабка, внутри бабки - внучка и т.п.), и вот рассказывая сказку ребёнку, открывать матрёшку, показывая нового персонажа, помещать его нанужное место, повторяя похожие действия при повторяющихся словах. На начальном этапе овладения речью действительно очень важны параллельные манипуляции с предметами, речь как сопровождение действий.
Потом вот эти все игры гуси-гуси - га-га-га, есть хотите? - да-да-да- Ну летите к нам сюда - Серый волк под горой не пускает нас домой - Ну летите, как хотите, только крылья берегите" - и дети бегут на другую сторону, пытаясь, чтобы волк их не поймал. Ведь это же участие в сюжете, в котором постепенно дети запоминают все роли (вжившись в них) и могут уже историю пересказать. Вот эти эмоциональные, телесные овладения сюжетами и ситуациями - подложка для монологических пересказов.
Мне кажется, если большие трудности с пересказом, то как раз начинать не с картинок даже, а с проигрываний, через всё тело. Вот эти все детские "А давай ты была умной, но не очень, а я была злой и тебя все время ругала, чтоб ты уроки делала, а ты, давай, тогда сбежала их дома и голодала" - и потом разыгрывание этого всего по ролям - это отличный способ перехода от диалога к монологу и обратно. Тут и синтаксис жутко интересен этот детский "Давай ты была", "Давай я решила" - такое творческое вмешательство в эпичность повествования.
И сюжеты разные отыгрывать и отрабатывать по-разному: похищение - спасение, кража - возвращение, проступок - наказание, обман - последствия, опасность - избежание опасности, запрет - нарушение - последствия, просьба - отказ - попытка получить (например, игра "Бояре, а мы квам пришли" - тоже сюжет и развитие речи). Вот этими структурами если ребенок овладевает, то нанизывает на них текст, придумывает своё.
Мы от детей сразу логических и целенаправленных действий хотим (прочитали - перескажи), а им надо сначала каждый момент прожить, проиграть, прочувствовать, освоить на самом начальном, телесном, эмоциональном уровне, тогда им и логические структуры будет чем заполнить.
asakura_sama
Jul. 7th, 2017 10:53 am (UTC)
Мне сестра- филолог еще говорила про " докучные сказки".. но они поняты были только годам к восьми. А " ритуальные игры" типа бояр- лет в пять - шесть радовали. Еще массажики с присказками.
dulichka
Jul. 7th, 2017 09:10 am (UTC)
Здорово, дельные советы, спасибо. Не удивление, я делаю многое вполне верно. Придумать себе сон - это тоже хорошая идея, спасибо за неё :)
snowleo_hatula
Jul. 8th, 2017 01:13 am (UTC)
Со старшей я занималась много. Помню, года в 3 она рассказывала "Курочку Рябу" с моими подсказками. Я не помню, когда у нее спонтанная связная речь появилась - кажется, что была всегда. Моей головной болью было произношение: в 3 года ее мало кто понимал, кроме родителей.
С сыном я почти не занималась и связная речь к 5-ти годам точно была. Но старшие были монолигвами до 4-х и 6-ти лет соответственно. Сейчас больше всего мешает недостаток слов. А вот по-английски они оба говорят складно и внятно, рассказывают без проблем. Спасибо школе.
А вот их младшим сестрам повезло меньше. У обоих сильная задержка речи в обоих языках. Одна начала что-либо рассказывать примерно полгода назад, в ее 5 лет. Интересно, что прорыв был сразу в 2-х языках. Английский обогнал русский - логопед работал только с ее английским.

Спасибо за пост! По разным причинам именно на связной речи я никогда не концентрировалась. Думаю, в нашем случае больше всего помогает просто с интересом выслушивать детей, задавать уточняющие вопросы, расспрашивать про прочитанные книги и просмотренные фильмы. Так незаметно от диалога все идет к детскому монологу и в какой-то момент я начинаю мечтать, чтобы все вокруг хоть немного помолчали.
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com