?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня очередная история с консультации.

Несколько месяцев назад ко мне обратилась мама с таким запросом: «Не получается организовать домашние занятия. Мы учимся заочно в русской школе, нам надо успевать по программе и сдавать все контрольные, поэтому нет возможности работать в спокойном, расслабленном темпе. Надо хорошо выучить и закрепить материал, а у нас то настроение не то, то перекусить, то поиграть. Или же ребенок час сидит над учебником и не понимает, что и зачем делает. Мне кажется, почти всегда во время занятия думает о чем-то другом. Ребенок во 2 классе русской школы, в 3 классе местной школы».

Итак, у нас дано: жесткая программа, за которой надо успевать. Необходимость регулярных занятий. Необходимость хорошего усвоения материала = высокая запоминаемость. И ребенок, который никак не может этому всему обрадоваться.

Что мы решили и что у нас сработало?

Я предложила маме позаимствовать приемы, которые почти всегда используют школьные учители, но почти никогда – мамы на домашних занятиях. Наверняка такой подход нужен далеко не всем детям, но если у вас похожая ситуация, то можете попробовать и взять на заметку.

1. Интервальные повторения
Это самое первое, о чем я говорю мамам, у которых дети на заочном, дистанционном или домашнем обучении. Нам кажется: прочитал учебник в сентябре, значит до конца года мы тему закрыли. Один раз познакомились с темой, все разобрали и даже сделали презентацию, значит через полгода на контрольной проблем не будет.

Каково же удивление родителей, когда этот нарисованный, презентованный и так прекрасно выученный кроговорот воды в природе на контрольной не всплывает в памяти. Ребенок не виноват! И программа тоже не при чем. Просто у детей иные механизмы запоминания информации, им нужны интервальные повторения. Выучили тему – сразу включайте повторение в ваше расписание. Можете 1 урок в неделю полностью отводить на повторение ранее изученного. Не просто берите на заметку «надо бы потом повторить», а записывайте в свой график: «Через месяц, такого-то числа, повторяем круговорот».

2. Промежуточные тесты
Тесты и контрольные – это в школе. А дома редкий родитель сядет писать тест по пройденному за месяц материалу. И именно этот простой шаг поможет качественно улучшить ваши домашние занятия. На таких промежуточных тестах вы поймете, какие темы требуют доработки, что стоит поскорее повторить, к чему подбирать дополнительные материалы.

3. Структура занятия
И вам, и ребенку может быть намного легче, если вы будете придерживаться четкой структуры занятия. Это тоже мы заимствуем в школе. Разминка помогает включиться в учебный процесс, переключиться с каких-то других занятий. Следующим этапом урока вы можете выбрать разбор новой темы или повторение старой. Затем – практика и завершение урока каким-нибудь несложным заданием в игровой форме. Это лучше, чем тот же час одним блоком, на протяжении которого вы только и делаете, что пишете упражнения.

4. Экспериментируйте с временем и местом
Многим детям требуется четкое расписание. Например, в еженедельном расписании в среду вечером у них продолжительное занятие, и это неизбежно. Вот только со временем можно поэкспериментировать. В рамках консультации мы перенесли занятие с утра субботы на вечер пятницы. Нелогичный шаг с точки зрения мамы: утром ребенок чувствует себя более отдохнувшим, в субботу нет других занятий, а в пятницу вечером он устал после рабочей недели. Но на практике оказалось, что в пятницу вечером энтузиазма было намного больше. Ребенок полностью освобождал себе субботу, вполне себе мотивация для хорошего урока! Занятия стали намного эффективнее и активнее благодаря одному этому шагу.

Та же история с местом. Где будет ваш «класс»? В комнате ребенка? В гостиной? В каком-нибудь укромном месте (да, даже если ребенок уже во втором классе)? А может быть выбирать место для занятий, бросая кубик? Пробуйте, экспериментируйте. Иногда неочевидные вещи оказываются очень эффективными.

5. Звонок на урок
Я предложила разделить занятие на несколько блоков по технике «Помодоро». Ставим таймер на 20 минут (25 в оригинале), работаем сосредоточенно и стараемся не отвлекаться, таймер срабатывает, и мы отдыхаем 5 минут. Потом начинается следующуя 20-минутка. Техника «Помодоро» постепенно и очень мягко учит концентрации: у нас есть всего 20 минут на работу, а потом можно будет сходить за соком, поточить карандаши и т.д.

Вот 5 основных моментов, которые касались именно структуры домашнего занятия. Заимствуйте идеи и рассказывайте о своем опыте!
Как вы занимаетесь дома? Как строите урок? Как помогаете настроиться и сосредоточиться?


Recent Posts from This Journal

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
yushkevich
Mar. 22nd, 2017 05:28 am (UTC)

У нас очно-заочная русская школа, поэтому регулярность требуется, сдача кучи домашних заданий раз в неделю.

Начинается все с планирования: у тебя 15 упражнений по-русскому на 6 дней, давай постараемся каждый день делать по три. Потом все планирование не соблюдается по разным причинам, и ребёнок делает все за выходные:)

Он уже в четвёртом классе, так что организуется сам. Другое дело, что это чисто физически тяжело одним махом

asakura_sama
Mar. 22nd, 2017 05:47 am (UTC)
Помните, еще стены в детской обсуждали?
Эти стены помогают и мне самой вспомнить о чем речь была, как- то ввернуть тему в разговоре. На стене висит именно то, что надо мне для интервального повторения. Это мои опоры.

Иногда проще начать заниматься на полу или на ходу в кухне, чем зазывать к " накрытому" учебниками столу.
А таймер у нас прижился и для еды, именно так: ты пять минут молча и сосредоточенно ешь что дали. Потом поговорим. А то у детки фокус: она мне зубы заговаривает, а потом " ойвсехолодноеневкусно-хочучего- тодругого"

Начинаем с карточек или картинок, с почиталки мелкой или видео, с вопроса " олимпиадного"( полезно ткнуть в "не знаю- не умею") Надо " забрать" ее из среды.
Очень редко учителя иностранного языка начинают занятия с разминки, с включения в новый ритм, звук речи. Обычно начинают с проверки домашнего задания. Между тем, небольшая игра с карточками, те же ТРИЗ вопросы, лото татьяны барчан, игры со спичками, палочками, какие- то геометрические построения или шуточные превращения настраивают очень хорошо.
Я встречала буквально пару человек, кто не начинал " с холодной индейки". Хотя, кажется это очень выгодный прием. И самой не так скучно .

У нас удобно то, что предметы блочно распределены. И я знаю, что эти два месяца у меня русский и один " общепознавательный" предмет. И одна презентация.
Даю тест из ФГОС сборника чтобы начать тему, детка смотрит что знает, что не знакомо. Это незнакомое разбираем, рисуем, клеим, режем. Пока в началке это все работает лучше чем переписывание.
Тест не " отметь ", а " объясни свой выбор". С комментарием, так сказать. Я должна слышать как она думает.

Рабочие тетради дома часто игнорируют, " мы читаем учебник", говорят. Я игнорирую учебник по максимуму, его можно пересказать в машине или где- то на ходу. А заниматься надо по рабочим тетрадям, сейчас частенько тетрадь написана другим автором, содержит " переработку" ключевых идей учебника, работу сразу на нескольких уровнях. " прочитать и ответить на вопросы" у нас не получается.
Провели два часа в пробке- прочитана и объяснена тема " мировых религий". Писать в таком состоянии не получается, а поговорить запросто. Спланирована на этом фоне презентация. Все, предмет сдан: одна пробка и пара недель фотографий по городу, монтаж . А появились вопросы- есть приложение к учебнику, мультимедийное. Вот тут мультимедия с видео фрагментами, с картинками, с мини- тестами очень пригодилась. Только какая зараза придумала " не пропускать" на другой уровень, пока этот не пройдешь?

У меня детка пытается каждый раз сыграть в одну и ту же игру: ой, карандашик неточен, надо его поточить.. и крутит свою машинку пока не переточит все вокруг... реально, таймер спасает от детоубийства.






Edited at 2017-03-22 05:51 am (UTC)
kisunja1
Mar. 22nd, 2017 12:36 pm (UTC)
Используем все описанные приемы :)
Место работы для теории - там, где возник вопрос. Т.е. обсуждать можем и в машине, и на кухне, и на прогулке.
Многое делаем в машине - аудио английский, энциклопедии по природе, игры по языку, стихи и т.д.
janemouse
Mar. 22nd, 2017 08:59 pm (UTC)
Как вы классно пишете про консультации.
Мне кажется, это для многих домашников и семейников актуально
2lingual
Mar. 23rd, 2017 07:12 am (UTC)
Для многих актуально, и очень небольшие изменения иногда оказываются самыми эффективными, вот как перенос основного занятия с субботы на пятницу. Надо экспериментировать!
russkij_deti
Mar. 26th, 2017 06:02 am (UTC)
У нас нет программы, потому я могу позволить себе выбирать то, что считаю нужным, или что цепляется другими темами.
Занятия каждый день утром по 20 мин до школы, по часу на выходных, может длиться дольше, когда объемная творческая часть или опыты.
Опыты очень сильно помогают и мотивирует , я их привязываю к чему только могу и к фразеологическим оборотам и к страноведению .
На наделе начинаем с того , что я что-то читаю, так ребенок настраивается что -то сделать. На выходных начинаем с разминки, часто с игры которую он знает. Заканчиваем тоже играми, которые, как я предполагаю, должны понравится. Между блоками занятия что-то подвижное на побегать. Или при работе с текстом устаиваем маленькие сценки-спектакли вместо пересказов, нравится.
Таймером пользуемся в самих играх при неоднократном повторении, чтобы видел свой прогресс , мотивирует.
Пройденное повторяем, но здесь по большей части потому что новые темы как-то уже связаны с пройденным.
Практикую выбор игры , которую хочет ребенок, а также чтобы он мне придумывал задания.
Вчера провела эксперимент, попросила оценить задания, что понравилось , а что нет. Разобрали почему.
Основная головная боль поиск интересных заданий, так как давлением на ребенка не идет.

Edited at 2017-03-26 06:05 am (UTC)
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com