?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школьники и чтение на русском не совместимы?
Когда происходит тот перелом, после которого ребенок перестает читать, несмотря на то, что привычку родители постарались выработать ежедневным совместным чтением в детстве? Ведь почти всем регулярно читают с рождения, у многих дома отличная русская библиотека. И, наконец, как можно увеличить шансы на то, что подросток будет читать русские книги?

Но для начала я бы хотела разрушить иллюзии оптимистичных мам малышей. Поэтому если вам дороги ваши иллюзии, то этот пункт лучше пропустить. Я очень часто читаю, как мамы дошкольников пишут, что чтение малышам в детстве – гарантия того, что дети вырастут и будут уже самостоятельно пополнять словарный запас, читая запоем великую русскую литературу. Мне кажется, что ситуация совсем другая. Чтение малышам в детстве – это формирование хорошего словарного запаса на текущий момент, без гарантий в будущем. Обычно энтузиазм проходит к школьному возрасту, когда ребенок уже умеет хорошо читать, и мамы перекладывают на него ответственность за чтение. Ребенок, что логично, уходит от чтения русских книг все дальше и дальше, и тогда: "Ему просто не нравится", "В России нет интересных книг", "Это слишком тяжело". Поэтому с мечтами о том, что мы сейчас инвестируем в ребенка время и деньги, а потом он уже как-нибудь сам, лучше расстаться вовремя.

Почему дети перестают читать?

Причина 1. Не хватает техники чтения
Об этом я уже много писала, например, здесь.
Никому не нравится делать то, что плохо получается, особенно подросткам. Поэтому ни о какой любви к самостоятельному чтению на русском речи быть не может, пока ребенок не сможет читать более-менее быстро и без ошибок. Процесс должен быть комфортным.

Что делать? Работать над техникой чтения, начиная с того времени, когда ребенок начинает учиться читать. Не растягивать на годы обучение чтению.

Причина 2. Не успеваем за повышающейся сложностью
Вот это самая большая проблема! Между детской и подростковой литературой – пропасть, через которую надо умело перекинуть мостик. Мы долго разговариваем с ребенком про зверят, а потом резко переходим на взрослые темы, на книги, которые по вокабуляру соответствуют, в принципе, взрослой литературе. От подростков мы ожидаем очень многого – в тексте и погружение в сложный внутренний мир героя, и аллюзии, намёки на другие художественные произведения, и отсылки к культурному бэкграунду, и сленг вперемешку со всеми остальными стилями речи, и множество сюжетных линий, за которыми поди уследи. Т.е. дело не только в словарном запасе!

Что делать?
Здесь есть очень сложная задача: выстроить список книг для чтения так, чтобы мы могли постепенно увеличивать сложность. И сложность лексики, и сложность сюжета, и все остальное. При том, что мы живем не в России и многих современных книг не читали и в глаза не видели. Остается подписываться на блоги, читать рецензии, формировать корзину, исходя из увиденного и прочитанного в сети.

И еще одно: сохранить традицию чтения вслух. Мне кажется, это чуть ли не единственный способ постепенно увеличивать сложность текстов. И это зона ближайшего развития, в том числе, хотя в отношении подростков этот термин почти не употребляют. Если я могу вместе с мамой прочитать 3 тома Жюля Верна, например, то 4-й могу попробовать осилить самостоятельно. Чтение мамой вслух помогает немного справиться с самой частой проблемой: то, что ребенок умеет самостоятельно читать, ему уже неинтересно, а то, что интересно, он пока прочитать не в силах.



Причина 3. Мама предлагает исключительно книги из своего детства
Во-первых, потому что современные пособия не знакомы и значит почти не существуют. Во-вторых, потому что «я прочитала к 14 годам всего Булгакова, и если ребенок пойдет по моему пути, то тоже сможет» (дословная цитата). Я в детстве не читала почти ничего из того, что любила в моем возрасте мама.

Что делать? См. предыдущий пункт. Мониторить и изучать новинки, конечно, сложно и затратно, но на одной литературе из вашего детства мы далеко не продвинемся. Есть много отличных книжек, я слежу за издательствами Клевер, Самокат, Поляндрия, Мелик Пашаев, Розовый жираф, МИФ и т.д. Вообще надо принять тот факт, что книг интересных много и становится еще больше, и если ребенку неинтересно то, что у вас в домашней библиотеке, то проблема в библиотеке.

Причина 4. Если книга прочитана по-русски, ее сложно обсудить с друзьями
Я проводила опрос на тему нечитающих школьников, и такая причина мне встречалась в ответах несколько раз. Честно говоря, мне кажется, что среди ровесников вообще непросто найти тех, с кем можно обсуждать прочитанные книги. У меня, например, такие друзья появились только в университете. Мне кажется, возможность обсудить прочитанное с мамой – уже лучше, чем ничего. Главное, чтобы это обсуждение было, и оно было обменом мнений на равных. Как сказала мне одна ученица: «А я с мамой про книжки не разговариваю, потому что каждый раз у нас какой-то экзамен».

Причина 5. Нет времени
Дети приходят из школы в 4 часа, в 9 ложатся спать. В оставшиеся 5 часов надо успеть пообщаться, поиграть, сделать домашнее задание, поужинать, приготовиться ко сну... А еще у детей есть свои увлечения и дополнительные кружки, музыка-рисование-шахматы. Мне кажется, для того, чтобы читать, нужно свободное время, и не полчаса в неделю. Время, не заполненное ничем. И если мы его не создадим, может ничего не получиться. А ради чтения, возможно, придется вычеркнуть из расписания что-то другое...

Причина 6. Гаджеты вместо книги
Я объективно стала меньше читать с появлением смартфона, от которого очень долго отказывалась. И это несмотря на железную привычку и книжные марафоны с десятком книг ежемесячно. Раньше 15-минутное безделье было поводом достать книжку, сейчас – поводом для проверки почты, ответов на сообщения и т.д. Детям еще проще бросить все и уйти в смартфон. Для статистики данных мне, конечно, не хватает, но все, без исключения, знакомые мне читающие дети очень жестко ограничены в использовании гаджетов.

А как обстоят дела с чтением у ваших школьников? Если дети еще маленькие, как вы планируете избежать проблем в будущем? И больше всего, конечно, интересуют секреты успеха мам читающих детей.

Обсуждение под моим опросом в ФБ можете почитать здесь.


Recent Posts from This Journal

  • Мастер-класс: как провести квест на уроке

    Сегодня у нас большой мастер-класс от Эйрене Теракойя. Будет и теория, и практика! Мы разберемся с тем, как подготовить квест, какой тип квеста…

  • Ребёнок не читает слоги?

    «Можно вопрос? Хотела спросить, нет ли у Вас каких-то уловок, чтобы научить детей складывать буквы в слоги. И с какого возраста реально…

  • Билингвы на домашнем обучении

    Мне всегда очень интересно, как проходит образовательный процесс у детей на домашнем обучении. И вдвойне интересно, если в семье два или три языка.…

Comments

( 193 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
snowleo_hatula
Mar. 8th, 2017 03:26 am (UTC)
А еще требования к англоязычным и русскоязычным детям-читателям очень сильно отличаются. Так, я Тома Сойера прочла лет в 10, а может, и раньше. Тут его читают в старших классах. В средней и, тем более, в начальной школе никакой классикой детей не мучают. Ну, хотя бы не заставляют читать от и до оригиналы. Дети должны читать регулярно, вначале - по одной простенькой книжечке в день, потом - что угодно, но 20 минут. Книжек для начинающих читателей огромное количество. Это уже чуть не наука: сложность текстов нарастает настолько медленно, что дети едва замечают это. Я уж не говорю о том, что на каждый уровень чтения есть великое множество книг на все вкусы.
В начальной школе нет единых требований к чтению детей. Вы наверняка знаете, что примерно каждый 8-й человек на земле - дислексик, а это даже в легком случае означает, что "не растягивать на годы обучение чтению" в таких случаях невозможно. Так вот, современная канадская начальная школа в этом плане очень хороша: ученикам дают возможность двигаться каждому в своем темпе.

И вот я уже 5 лет ломаю голову, как мне со всем этим конкурировать. Ну, на начальных этапах я сама своим старшим детям писала тексты. Даже рассказы писала. Но однажды я сломалась. Невозможно создать в одиночку даже для одного ребенка такой же мост от первых прочитанных самостоятельно слов до классики позапрошлого века. У меня на один рассказ уходит 2-3 часа, а ребенок прочтет его за один присест. Я не успеваю. Ни времени, ни вдохновения не хватает. И за новинками тоже, увы не слежу. Остается - увы и ах - предлагать читать то, что есть, что доступно. А это обычно более сложные тексты, чем те, что дети могли бы читать с удовольствием. Так и получается, что за чтением на английском я давно не слежу - дети читают куда больше, чем положенные 20 минут. Я наоборот, слежу, чтобы они в кровати книги не прятали и по ночам не читали. А чтение на русском остается добровольно-принудительным: за компьютерное время.
Старшая дочь (11 лет) охотно на русском читает. Но только если это интересная книга, а лучше - журнал. Бабушка ей недавно прислала книгу "Дорога уходит в даль". Дочь читала мне вслух. И это я, а не она не выдержала: меня так задолбало объяснять про брички, пивоварни, устаревшие обороты речи и прочее, что я уговорила ее отложить эту книгу года на 2 хотя бы. Привела ей в пример Тома Сойера: я недавно перечитывала его в оригинале и дочь попыталась тоже читать, но быстро потеряла интерес. В школе она будет читать эту книгу только через несколько лет, а бабушкин подарок - примерно такая же по сложности книга. А пока что читает Карлсона - там и язык проще, и реалии куда легче вообразить.

Edited at 2017-03-08 03:31 am (UTC)
2lingual
Mar. 8th, 2017 05:31 am (UTC)
Я работаю с детьми с дислексией, для них нормальный темп обучения еще важнее, чем для детей без подобных проблем. Иначе по пути мы растеряем навыки, приобретенные в начале, и интервальное повторение превратится из повторения, призванного железно закрепить навык, в очередное открытие нового и неизведанного. Растягивать на годы - это не самый удачный путь, ребенок перестает понимать практическую ценность чтения, поэтому оно остается у нас в плоскости учебной дисциплины. Но я тоже против единых требований, конечно. В русской школе дети с дислексией, дисграфией и прочими нарушениями по-прежнему с двойками, и это ужасно. Хотя говорят, что есть исключения.

"Это уже чуть не наука: сложность текстов нарастает настолько медленно, что дети едва замечают это. Я уж не говорю о том, что на каждый уровень чтения есть великое множество книг на все вкусы".
Меня эта система поражает, это удивительно и прекрасно.
В идеале то же самое мы самостоятельно должны сделать на русском, подбирая ступеньку за ступенькой для своего ребенка... При этом далеко не всегда получится опираться на списки "50 обязательных книг для чтения с детьми", списки для внеклассного чтения и т.д.
Я не потяну написание своих книжек для ребенка. Знаю, даже не начиная. Но всегда с удовольствием рассматриваю в сети самодельные книжки мам-энтузиасток :)



(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 8th, 2017 06:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - asakura_sama - Mar. 8th, 2017 07:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - 12xc33 - Mar. 8th, 2017 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Евгений Порошенко - Mar. 8th, 2017 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 8th, 2017 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - auto_stoper - Mar. 8th, 2017 05:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 8th, 2017 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - auto_stoper - Mar. 8th, 2017 06:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 8th, 2017 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - auto_stoper - Mar. 9th, 2017 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 9th, 2017 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 8th, 2017 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - auto_stoper - Mar. 9th, 2017 03:24 pm (UTC) - Expand
marmir
Mar. 8th, 2017 06:02 am (UTC)
Согласна по поводу выискивания новых и интересных книг! Мне кажется, сейчас в России издается огромное количество качественной детской литературы именно на "переходный" литературный период. То есть это детские книги, которые я тоже читаю с удовольствием. Один из моих детей читает по русски, если я ему даю интересные для него книги (если нет - всегда можно по английски что то самому найти). Другой, правда, нет (проблема в технике чтения), но с удовольствием слушает.
mithrilian
Mar. 8th, 2017 11:18 am (UTC)
Список, дайте же список!!
(no subject) - marmir - Mar. 8th, 2017 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mithrilian - Mar. 8th, 2017 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marmir - Mar. 8th, 2017 05:05 pm (UTC) - Expand
Уточнение. - (Anonymous) - Mar. 8th, 2017 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_egorova - Mar. 8th, 2017 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marmir - Mar. 8th, 2017 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_egorova - Mar. 9th, 2017 03:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - marmir - Mar. 9th, 2017 03:45 am (UTC) - Expand
zack_broflovski
Mar. 8th, 2017 06:14 am (UTC)
Закончил школу в Америке и знаю по себе, почему дети не читают русских книг:
во первых нет ничего такого, что стоило бы пррчитаь на русском, за исключением может быть Булгакова и еще пары авторов. Все русские книги или архаичны и скушны или примитивны и бессмысленны (современные).
Все самое значимое и интересное написано на Английском.
Кроме всего прочего после High School читать Fiction Books (биллетристику) это идиотизм, в этом возрасте пора переходить на серьезные вещи и читаь только научные ресерчи.

(Anonymous)
Mar. 8th, 2017 07:16 pm (UTC)
+1 :) мне "любовь" к российской классике привили в школе. с удовольствием вместо этого читал в библиотеке, прогуливая уроки литературы, журнал Техника молодежи. было интересно читать романы. Дюма, Жюль Верн, Луи Буссенар, Фенимор Купера и тд. Потом переключился на научную фантастику. Пол Андерсон, Филип Дик, Роберт Хайнлайн, Френк Херберт, Роберт Шекли, Клиффорд Саймак и Филип Дик. Боб Шоу, Майкл Муркок, Айзек Азимов тоже не плохо.
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:22 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 02:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 02:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 03:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 03:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 03:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 04:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 04:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 04:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 04:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 04:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 04:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - alfo_6in - Mar. 9th, 2017 02:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 03:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - alfo_6in - Mar. 9th, 2017 03:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 03:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - alfo_6in - Mar. 9th, 2017 03:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 03:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - alfo_6in - Mar. 9th, 2017 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Mar. 9th, 2017 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - doktormeduniza - Mar. 9th, 2017 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - alfo_6in - Mar. 9th, 2017 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - tranai - Mar. 9th, 2017 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - sotrudnic - Jul. 14th, 2017 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - zack_broflovski - Jul. 14th, 2017 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sotrudnic - Jul. 15th, 2017 06:20 am (UTC) - Expand
veron_rus
Mar. 8th, 2017 06:21 am (UTC)
Потому что русских детских книг очень мало. Много еврейских, но они неинтересные.
anna_egorova
Mar. 8th, 2017 01:34 pm (UTC)

А переводных??? Куча же отличных переводных книг

(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_egorova - Mar. 9th, 2017 03:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_egorova - Mar. 9th, 2017 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:44 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - alj868 - Mar. 9th, 2017 03:17 am (UTC) - Expand
alps_stories
Mar. 8th, 2017 07:23 am (UTC)
Я не знаю почему, у нас это тоже проблема.
С самого детства ребенку (9 лет сейчас) много читали, весь дом был набит и старыми и новыми книгами с отличными иллюстрациями.
Сейчас живем в Австрии, девочка - трилингва, и если на немецком она кое-как читает, то на русском ни в какую не хочет. Придумывает миллион причин: книга неинтересная, а зачем мне на русском, если я там не живу, а вот давай ногти лучше покрасим :D
2lingual
Mar. 8th, 2017 07:26 am (UTC)
Про ногти - это прекрасно! Надо добавить 7й причиной :)
asakura_sama
Mar. 8th, 2017 07:32 am (UTC)
Про экзамен каждый раз- это не юлька наша вам сказала?

Я все жду, когда она возмутится. Пока художественное читается только вместе, для отдыха, скорее перед сном.
С папой они просто валяются на диване, а с мамой все вечно непросто. И если зовут почитать- то готовься на полную программу: и писать, и " сдавать".
В основном, сейчас читает только познавательно- полезное. Летом будет полегче. Читает Белый город, читает Дика Свааба, читает и слушает историю религиозных культур. Учебник написан хорошо, но очень много слов на пояснения- объяснения, чтение выходит медленным. Постоянно такое неприятное состояние: госсспади, я когда- нибудь прочту хоть одну страницу без незнакомых слов?!
У логопеда висит: "95 процентов слов должны быть знакомы". Ну, знакомы. Но это еще ничего не значит))) ...картинки нет

Вот это самое , наверное, сложное в подростковом чтении. Я помню, как ненавидила на английском это самое " домашнее чтение". Люто , годами. Как хореография была " холерографией", так чтение на английском- мучение. Это при всех прочих" булгаковых", я болела и перечитывала полное собрание Куприна в десять лет. Ага, со всеми нюансами. Было страшно и непонятно, но не было этого мерзкого ощущения идиотизма. С английским- именно идиотизм.
Когда лазаешь в словарь за ерундой какой- то, напряженно читаешь только затем, чтобы сразу забыть или сказать " фу".
Я потом научилась хитрить: трое в лодке читались три года подряд разным учителям)))
Милое дело!
Себе- я читала статьи, по учебе. Учителю- вечный монморенси и дядюшка. Там и юмор дошел, и целые абзацы наизусть выучились. Еще винни- пух... Сейчас удивительно, почему так было трудно. Почему так скучно, противно. На пляже подходили люди и спрашивали на Дэна Брауна: ооо, такая толстая книга.... как вам удается?!
Не пугает. А русская книга такой толщины старшую дочь пугает. Младшая вообще даже не подойдет.
Жюль Верн? Да ни за что. Ни за какие коврижки.
"Длинно": она даже аудиокнигу слушает- и забывает начало предложения. Кто- кто там был? Не он ... а кто тогда?! А о чем это вообще?
Вчера говорила с юлькиной учительницей музыки.у нее дочь 12 лет. Читали Манюню семьей вслух- очень довольны, было о чем поговорить. Сейчас дочь хочет Чучело, именно читать. Мама собралась сначала пересмотреть книгу сама, подбирает фильм, сомневается: осилит ли дочь? Я думаю- осилит. Потому что сама выбрала. Классика не идет никак, никакие " программные" вещи не катят. Потому что программные артобстрелы в российской школе идут с 1 класса, набирают стили, обороты, те же аллюзии.
Изучают быт и окружение писателей. Так или иначе, этот пласт информации помогает читать и понимать почему написано именно это и именно так. С познавашками нет таких проблем. Без" лирического героя" дышать и читать легче.
asakura_sama
Mar. 8th, 2017 07:49 am (UTC)
У ребенка в 10 лет есть очень явно выраженный запрос на чтение.
Либо это " поржать" и отдохнуть
Либо решить какую- то свою проблему.
И мы со своим выборам того что" надо" или " есть" мимо в основном. Самое ужасное: читай что есть.
Неееет. Даже со мной так нельзя. А с деткой и подавно, в лучшем случае она просто " уплывает"- в школе она мастерски научилась не присутствовать душой и мыслями в нудном месте.
Толтко ее собственный выбор, здесь и сейчас, не через 4 недели, как предлагает лабиринт с озоном.
Библиотека литрес- ура! Им огромное спасибо. Детка заявила, что ей надо " прошание с детством". Еще четыре зуба- и она больше не ребенок, это как?
Вот идите и ищите что почитать. Другое не нужно, валяется на диване три дня - даже не подошла к раскрытым страницам. Или это- или ничего." Я устала". Читать все подряд, лишь бы было- не наш вариант. В туалет подкинешь- нет. У кровати- нет. На столе , на диване открыто, заманчиво картинкой маячит- нет. Надо то, о чем сейчас думаю. Здесь и сейчас.
Совсем другое поколение. При этом, совершенно не нарушена ни память, ни воля.
Запомнить классификации 256 покемонов с их дурацкими именами- вообще не проблема. Незнакомые и странные слова- это не та причина, по которой не читают.


Edited at 2017-03-08 07:51 am (UTC)
(no subject) - anna_egorova - Mar. 8th, 2017 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asakura_sama - Mar. 8th, 2017 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_egorova - Mar. 8th, 2017 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marmir - Mar. 8th, 2017 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asakura_sama - Mar. 8th, 2017 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marmir - Mar. 8th, 2017 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 2lingual - Mar. 8th, 2017 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fistik2104 - Mar. 9th, 2017 12:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - asakura_sama - Mar. 9th, 2017 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fistik2104 - Mar. 9th, 2017 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asakura_sama - Mar. 9th, 2017 07:41 pm (UTC) - Expand
6_cherry_9
Mar. 8th, 2017 10:40 am (UTC)
регулярно спрашиваю своих старших учеников, что они сейчас читают или когда прочитали последнюю книгу. Все читают постоянно, регулярно - на немецком) Оживленно рассказывают мне, что там в книгах происходит. Русские книги читают только потому, что велели родители. Только так. Они и на занятия ходят только потому, что родители привезли. Но - с большим удовольствием слушают, когда я на уроках просто читаю им вслух. Именно слушают - не спят и не тупят тайком в смартфоны) Буду говорить с родителями о пользе и необходимости совместного чтения вслух дома.
anna_egorova
Mar. 8th, 2017 01:36 pm (UTC)

Ну а мы разве, Уча английский как второй, с удовольствием читали книги на английском в этом возрасте? То же самое ведь

(no subject) - 6_cherry_9 - Mar. 8th, 2017 09:25 pm (UTC) - Expand
yushkevich
Mar. 8th, 2017 10:45 am (UTC)

Полностью согласна про ограничение гаджетов и совместное чтение

galyna_p
Mar. 8th, 2017 11:20 am (UTC)
Спасибо, как всегда очень интересно.
***
Дочери 10, читает на францзуском (основной язык) довольно сложные вещи. На русском то, что задано в школе и есть всегда книга на вечер. Стараемся читать вместе. Я, конечно, предалагаю книги из своего детства и мониторю новинки, но не всегда все удается купить. Действительно самостоятельное чтение началось с книги "Девочка с Земли" Кира Булычева. Потом мы закачали на киндл все что было в этой серии и дочь сама читала. Сейчас читаем сериал про приключения Томека, Альфреда Шклярского. Очень хорошо, что вместе, т.к. можно обсуждать многие моменты и об отношении к животными и к коренному населению Австралии, Африки и Америки. Ну и приключения, само-собой.
***
Летом мы путешествуем довольно много на машине и, как оказалось, аудиокниги очень хоршо подтягивают слованый запас и у взрослых и у детей.
snowleo_hatula
Mar. 8th, 2017 03:34 pm (UTC)
Семейные путешествия - отличная возможность укрепить родной язык, да. У нас тоже так получается. Даже без аудиокниг (спасибо за идею - мне не приходило в голову). Просто благодаря тому, что вся семья много разговаривает и язык семьи наконец-то преобладает. А во-вторых, потому что в дороге много времени читать и нет библиотеки: от скуки все перечитают все, что я возьму с собой (и я перечитаю то, что возьмут с собой дети). В-третьих, у меня самой есть есть время спокойно разбирать с детьми темы из учебника русского языка.
(no subject) - anna_egorova - Mar. 9th, 2017 03:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 9th, 2017 03:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - anna_egorova - Mar. 9th, 2017 03:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 9th, 2017 04:08 am (UTC) - Expand
yellowyuli
Mar. 8th, 2017 11:50 am (UTC)
О, очень актуальная тема! Я на 200% поддерживаю ваш пункт про не бросать чтение вслух. Моему старшему 7.5 лет и мы с ним таким образом прочитали Нильса и диких гусей, всего Волкова, Принца и нищего, Гулливера (и, надо сказать, с удовольствием прочитали). Ему никогда не нравились простые детские книжки, поэтому читать тренировались на обычных книгах - сначала он читал все названия глав, потом все первые предложения на странице, потом абзац из каждой главы. Сейчас на стадии, где он может сам прочитать несколько глав из довольно сложных произведений, но полностью их сам не осилит. Меня не раздражает объяснять непонятные, устаревшие слова - наоборот, это повод обсудить, поговорить на разные темы, даже если это замедляет процесс чтения. Английское чтение у него примерно на том же уровне, может чуть лучше. Кстати, я как раз из тех, кто следит за новинками в детской литературе и закупает новое постоянно, но, как ни странно, старший ребенок почему то предпочитает классику. :) Но я все равно покупаю, у меня еще младший растет, да и школьную библиотеку стараюсь пополнять разнообразной литературой.

Ну и насчет нехватки времени вы в точку, конечно - тут я борюсь регулярно с соблазном добавить ребенку очередной кружок :)

Но вообще, хоть я и горжусь нашими достижениями в чтении, я очень хорошо понимаю, что это "работа" на всю жизнь - поддерживать, искать интересное, мотивировать разными способами, помогать находить время. Только чуть расслабишься и все навыки потеряются в течение года....

russkij_deti
Mar. 8th, 2017 12:31 pm (UTC)
Хороший сложный вопрос. Ответ на мой взгляд еще сложнее.
И не только потому что мы живем не в России.
В мое детство в 80-е прошлого века, было тоже немного читающих детей, сужу по своему классу . Хотя и гадюетоа не было, и по телеку всего полтора канала, и домой приходили в час. Да и спортом тоже не многие занимались. Большинство ограничивалось прочтением литературы по школьной программе. Здесь видимо вопрос стоит в том нравится ли чтение как таковое. У нас даже в семье вкусы были разные, я не могла и дня без книги, моя старшая сестра ничего не читала.
Еще важно каким способом человек познаёт мир. В моем случае это через книги, потому и читала, знаю людей, которым надо много общаться, есть наверное и другие варианты.
Мой сын не любит сам читать. Ни на каком языке . Может еще не созрел, еще и 8 нет. А вот слушать сколько угодно. Причем часто я ему читаю книги рассчитанные на детей постарше, слушает с интересом. Но он и на слух информацию лучше воспринимает чем визуально , что в школе и вообще учебным процессом часто не учитывается. В нашем случае я думаю в будущем, если так любовь к чтению и не возникнет, использовать все больше и больше аудиокниги .
anna_egorova
Mar. 8th, 2017 01:56 pm (UTC)

Я по своему классу тоже не могу припомнить прямо таких уж читающих

Пара человек читали , остальные из-под палки :) и это на родном языке. Так что это имхо не новое явление.

(no subject) - marmir - Mar. 8th, 2017 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_egorova - Mar. 9th, 2017 03:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - snowleo_hatula - Mar. 8th, 2017 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - russkij_deti - Mar. 8th, 2017 04:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_egorova - Mar. 9th, 2017 03:44 am (UTC) - Expand
teodora_gris
Mar. 8th, 2017 01:25 pm (UTC)
Даша- Вы чудесны! Как здорово, что Вы пишете!
Спасибо!
Пост в точку. В болевую :)
Я- мама дошкольницы. И прекрасно себе представляю как из самостоятельного чтения может ничего не выйти. Примеров в окружении куча:(. Но я пока оптимист :)
sca_germany
Mar. 8th, 2017 03:18 pm (UTC)
думаю многие лукавят, говоря, что они читали классику в школе запоем ;)

не знаю как будем решать проблемы :)
snowleo_hatula
Mar. 8th, 2017 04:05 pm (UTC)
Смотря что назвать классикой. :) Одно дело - классика приключенческой литературы. Сабатини, Жуль Верн, Дюма-отец, Конан Дойль. Другое дело - "Му-му" и прочее.
Все-таки, имея мало-мальский выбор, большинство детей выберет или книги про современных детей, современные сказки и истории, или, ну, очень увлекательные старые книги. Красота языка, романтика, психология, красоты природы и прочие глубины глубин начинают по- настоящему трогать все-таки позже, в лучшем случае - годам к 14-ти.
creative_nick
Mar. 8th, 2017 03:45 pm (UTC)
пост самобичевания мам, считающих себя всесильными.

по наблюдениями - не все дети читают. Не все взрослые читают. Не важно сколько языков - кому то читать, кому то кино, кому то инет. Да, мы выросли с идеей, что круче чтения нет ничего, но мы выросли без инета, без аудио книг ( да, были пластинки, но мало и дорого ), с малым тв выбором..

так что - можно привести лошадь к реке, купить книг и натаскать технику. Будет ли читать ребенок, а уж более подросток - это его дело..заставить нельзя без отвращения к чтению вообще
2lingual
Mar. 8th, 2017 10:24 pm (UTC)
Да, все верно. Мы можем отработать технику чтения, удачно пополнять домашнюю библиотеку, помочь научиться читать самостоятельно и... все. Дальше от нас уже мало, что зависит. Поэтому я пишу про то, "как можно увеличить шансы на то, что подросток будет читать русские книги", гарантий никаких.
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 193 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com