?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В конце года у нас состоялся интересный эксперимент. На страничке в ФБ я позвала учеников на 4 занятия. Мне хотелось придумать что-то в формате «уроков по скайпу без учителя». При этом не совсем уроков! Дать инструкции, прописать каждое занятие, вручить ученикам инструменты и напутствия. И отпустить в свободное плавание :)

Нет, это не вместо «настоящих уроков». Это в дополнение, плюс 50 баллов к созданию языковой среды, к разговорной практике. Потому что если посмотреть комментарии одного этого блога, мы найдем сотню похожих: «Ребенку не хватает общения со сверстниками, что делать?» Я спрашиваю: ну как же скайп, интернет, мы же сейчас переписываемся не при свечах. И получаю примерно такой ответ: «Мы пробовали, но дальше второго разговора дело не пошло. Дети не знают, о чем разговаривать».

Получается, что у нас безграничные возможности для общения со сверстниками со всего мира. Но мы ими воспользоваться не можем. А что, если темы будут придуманы заранее? Если это будет создание какого-то небольшого общего проекта в четыре руки?


Как мы занимались:
1. Я отправляю подробные инструкции к уроку. Дети созваниваются в удобное время. Один из взрослых направляет детей во время занятия, если это будет необходимо, но у каждого ребенка перед глазами чек-лист, по которому надо идти.
2. После урока родители пишут фидбек: что получилось, а что нет, что детям понравилось, с чем сложности. Сколько времени ушло на проведение одного урока. Вопрос со временем очень важный!
И еще одно условие: после урока дети самостоятельно в чате скайпа договариваются о следующем "сеансе связи". Если надо перенести или отменить урок, прошу отправлять детей к компьютерам, пусть сообщают друг другу об этом в чате скайпа самостоятельно, взрослые же просто контролируют немного процесс.

Алгоритм у меня был такой:
1. На первом занятии мы опробовали перекрестную работу: один ребенок говорит, другой внимательно его слушает и составляет карту о партнере.
2. На втором занятии каждый писал свою работу, комментируя и показывая ее партнеру.
3. На третьем и четвертом дети вдвоем по кусочкам составляют один, общий проект.
Т.е. мы попробовали несколько самых очевидных вариантов работы.

Трудности были! Больше всего трудностей было в двух группах учеников:
1. Дети, чей уровень языка не соотвуетствует требованиям.
В объявлении я звала говорящих детей 8-10 лет. В итоге у нас оказалась четверть детей без умения формулировать простые предложения.
2. Дети, замученные орфографией.
Это та история, когда ребенок слово написать боится, потому что там может притаиться страшная ошибка. Тут творческая работа в паре, а ребенок 15 минут не может решить, бегемот или бегимот. Плюс шок от открытия: русский язык – это не упражненьки в учебнике, в которых надо вставить пропущенную букву. Тут целые слова, тут вот остров придумать можно. И заселить. Им сложно, но я подозреваю, что надо немного привыкнуть к такой форме работы, и станет легче. И с ошибками наконец-то начнут писать дети, прогресс будет налицо-)

К каким выводам я пришла в результате этого эксперимента?))))
1. Было интересно! Особенно наблюдать за тем, как у мальчиков проваливался один тип работы, а у девочек он же был очень успешен.

2. Я увидела, что это работает, что дети с удовольствием могут регулярно созваниваться для работы над общим делом. Была бы идея, а среду создать получится! Некоторые дети продолжают заниматься и сейчас, их мамы придумали уже стотыщ проектов и новых тем по нашему алгоритму. И они же пишут, что если ничего заранее было не подготовлено, то занятие проходит очень плохо, мотивация у детей сильно снижается.Подготовка - залог успеха.

3. Я увидела основные проблемы такого формата. Детям трудно задавать вопросы партнеру – это проблема №1. Не всем мамам легко решиться на эксперименты, пробовать разные формы занятий: остаться на уроке, уйти в другую комнату и оставить детей самостоятельно работать, активно вести урок или быть в тени, задавать наводящие вопросы или ждать, пока дети сами разберутся. Как правильно? Я не знаю, все надо пробовать. Сегодня так, на следующей неделе иначе, и через пару месяцев будет понятно, что подходит именно вашим детям.

Что с этими занятиями будет дальше, я не знаю. Может быть когда-нибудь напишу продолжение, еще несколько занятий. Но сейчас всем мамам, которые мечают создать языковую среду для ребенка, заняться его разговорной практикой, я советую попробовать организовать что-то подобное. Пробуйте, ищите партнера, созванивайтесь, знакомьтесь! Придумайте идею интересного совместного проекта и усаживайте детей перед мониторами. Главное здесь – идея, а остальное вполне осуществимо и технически легко.

А если вы уже пытались организовать подобное общение с ровесниками по скайпу, расскажите о своем опыте, это очень интересно!

Recent Posts from This Journal

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 25th, 2017 04:39 am (UTC)
Скайп-эксперимент: итоги
Пользователь parlonsfrancais сослался на вашу запись в своей записи «Скайп-эксперимент: итоги» в контексте: [...] Postée à l'origine par sur Скайп-эксперимент: итоги [...]
livejournal
Jan. 25th, 2017 04:43 am (UTC)
Скайп-эксперимент: итоги
Пользователь ketiiiiiiii сослался на вашу запись в своей записи «Скайп-эксперимент: итоги» в контексте: [...] eacute;e à l'origine par sur Скайп-эксперимент: итоги [...]
russkij_deti
Jan. 25th, 2017 12:33 pm (UTC)
Даша, очень и очень интересно! После того как наши дети-кружковцы стали активно сами играть на русском, прявилась идея связывать их по скайпу ( чтобы лучше полружиьь) и сделать им свой чат (чтобы писали). Пока это в проекте, так как я тоже задумалась, а о чем они будут говорить? И вот ваш пост очень ко времени , значит надо искать темы и обсуждать. Спасибо за пример Острова! Очень наглядно!
Я думаю можно даже , например , устраивать обсуждение фильма. Дать задание всем детям посмотреть какой- то фильм, заранее составить вопросы и послушать что дети думают.
Думаю вначале нужно будет их направлять, а потом вовремя отойти в сторонку.
2lingual
Jan. 25th, 2017 11:55 pm (UTC)
С островом и прочими такими мини-проектами очень важно "распределить" роли. И даже с таким пошаговым сценарием дети часто перетягивают на себя одеяло, поэтому одной темы недостаточно, надо и этот момент контролировать. Мне важно, чтобы у каждого ребенка было примерно одинаковое время на поговорить. В общем, задача непростая, но вполне решаемая :)
russkij_deti
Jan. 26th, 2017 01:01 pm (UTC)
Распределить роли, значит понять что делают родители? Как направляют и вмешиваются или нет?

Да, очень очень важно давать одинаковое время детям высказаться. У нас 3-4 детей , думаю, смогут поучаствовать .
У меня пара вопросов: получают ли дети заранее вопросы чек-листа и знакомятся ли с ними до подключения в скайпе?

По примеру острова у меня возникла следующая мысль с кораблекрушением.
Каждый ребенок получает ту же карту, но все они высадились в разных частях острова:
1) объяснить где находятся
2) с помощью выброшенных предметов (у каждого свой набор) устроится на ночлег и добыть еду
3) договориться о встрече, аргументировать свой выбор
4) дойти туда
Каждый ребенок высказывается по всем пунктам.
Или сделать супергероев. Ребенок выбирает себе животное и объясняет какие качества он получит , что ест , как передвигается ( типа человека-паука :)) может придумать ситуацию в которой они должны совместно кого-то спасти и как они будут взаимодействовать.

Только никак не могу себе уяснить, как сделать так , чтобы вопросы задавали сами дети. Для этого у вас и чек-лист?

Или меня куда-то в сторону уносит?

Мы с сыном практиковали такое упражнение на умение постановки вопросов: брали две картинки, ему и мне. Каждый тщательно рассматривает свою картинку и запоминает как можно больше деталей. Затем меняемся картинками. Он смотрит на мою картинку и задает вопрос, я по памяти отвечаю. И наоборот.

Наверное, стоит попробовать разные варианты, чтобы прочувствовать, что лучше.


Edited at 2017-01-26 01:13 pm (UTC)
russkij_deti
Jan. 26th, 2017 05:15 pm (UTC)
Кажется, до меня дошло как сделать, по крайней мере частично. :)
В случае с кораблекрушением можно описать задачу и по пункту 1 (определение местоположения) предложить одному ребенку рассказать , а другим задавать вопросы, чтобы лучше уяснить. Примерные вопросы можно озвучить и/или сделать список, потом использовать тот же алгоритм в новых ситуациях (например, самолет разбился в пустыне, течением горной реки разбилось лодку, в космосе и тд)...
janemouse
Jan. 25th, 2017 09:38 pm (UTC)
Ух ты, какой интересный формат!
2lingual
Jan. 26th, 2017 12:08 am (UTC)
Интересный! Надо только разобраться, как его можно использовать, потому что возможности огромные, но и трудностей тоже много :)
kinoprogulka
Jan. 26th, 2017 08:17 am (UTC)
Какие у Вас всегда интересные идеи! Я сразу подумала, что это не только для общения по скайпу подойдет. Прекрасный формат для русскоязычных лагерей, когда дети постарше уже хотят что-то сами делать, но общей идеи нет. Или для домашних посиделок. Надо попробовать. Можно по принципу "морского боя" играть. Узнай через вопросы, что у другого за картинка или история. Понятно, что взрослые должны очень хорошо подготовить такой проект, но зато при удачном раскладе дети перенимают инициативу и учатся сами придумывать игры.
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com