?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

У нас в школе закончился трехмесячный интенсив «Мастерская книг и символов» -  спецкурс по истории книги, букв, алфавита и письменности.
И сегодня – результаты, впечатления, идеи для ваших домашних занятий.
Курс получился благодаря двух книжкам – «История книги-1» и «История букв». Вторую часть истории книги в работу я не брала.

Я поделюсь с вами своей программой, берите в работу, занимайтесь дома!

1 месяц:
Наскальное письмо.
Шумеры: глиняные книги, шумерские таблички, библиотеки.
Рисунок, пиктограмма, символ и знак.
Навыки конспектирования.
Орфография. Не с глаголами. Предлоги. Раздельное написание предлогов (надо было повторить, вставила в программу, чтобы не повторять на каком-то несвязанном с темой материале).
Развитие речи: пересказ истории в пиктограммах.

2 месяц:
Мастерская книг и символов:
Свитки, письмо в Древнем Египте.
Иероглифы, папирус.
Фактура, узор и орнамент. Наброски, эскизы и канон.
Алфавит и акрофон.
Конспектирование в пиктограммах: аудирование, пересказ.
Развитие речи: алгоритм действий (процесс создания папируса, процесс создания рисунка, процесс расшифровки иероглифов, процесс расшифровки любого шифра в команде)

3 месяц:
Письмо на Руси, береста, пергамент. Кирилл и Мефодий. Буквица.
Письмо в Древнем Китае. Изобретение бумаги.
Конспектирование в пиктограммах с последующим пересказом.
Развитие речи: умение давать определения, убеждение (убеди Кирилла и Мефодия придумать алфавит, убеди Мефодия придумать кириллицу, убеди людей в том, что надо пользоваться кириллицей), сравнение (сравнить письменность двух стран, двух эпох, сравнить кириллицу и глаголицу, сравнить бересту и пергамент, сравнить бумагу и бересту, бумагу и папирус, иероглифы китайские и египетские) алгоритм действий (процесс создания бумаги, процесс создания китайских иероглифов).


В результате получился очень классный интенсив, на котором разговорные навыки удалось не просто быстро восстановить после летних каникул, но и вытянуть на принципиально новый уровень. Единственное, что не получилось, для чего не хватило времени или идей для отработки-практики – это умение давать определения. Что такое химера, логотип, папирус и т.д. и т.п. На каждом уроке блиц-опрос, попытки собрать в кучу рассыпающиеся слова и размахивания руками, задания на конструирование определений. Но чего-то не хватило, и размахиваний по-прежнему больше, чем связных определений. Но даже без них курс получился очень объемным. Я даже сейчас вижу, чем можно еще дополнить программу, и это процесс бесконечный)) Но объективно, в 40 минут от урока больше вставить ничего не получилось бы, разве что за счет какого-то другого элемента программы.






По книжкам. По сути, они мне давали основу для конспектов, но по шумерам, например, я почти полностью дала свою информацию. Есть ошибки в заданиях на расшифровку, поэтому проверяйте их перед уроком, исправляйте-дорисовывайте. Некоторые тексты мне очень понравились, некоторые совсем нет. Некоторая информация в обеих книгах повторяется, а некоторую надо собирать по кусочкам и тут, и там. Мне показалось, что такое сочетание «истории букв» и первой «истории книги» все-таки оптимальное. Без одной из них чего-то будет не хватать. Но больше всего мне понравилось вот что: в книге есть отличные задания, которые помогают детям на собственном опыте пережить то, о чем только что рассказал учитель. Египетские иероглифы? Отлично, вот вам задание с акрофоном и ребусом, почувствуйте себя Юнгом и Шампольоном. Посмотрите, как в одном шифре одна пиктограмма может означать и слово, и часть слова, и одну только букву. Почитать, порисовать, расшифровать, зашифровать, придумать – и потом рассказывать, пересказывать, убеждать, доказывать, составлять алгоритм действий в качестве развития речи.





Про конспекты я уже писала здесь, не буду повторяться.

Пишите, если будут вопросы! Постараюсь ответить. И занимайтесь-занимайтесь. История письменности и книги – очень увлекательная тема, которая дает учителю огромное пространство для выстраивания хорошей программы.

Recent Posts from This Journal

  • Хочу с тобой поговорить: интенсив по риторике

    В продаже появились материалы осеннего интенсива по риторике. В онлайн-интенсиве приняли участие больше 100 учителей и детей, а если вы не успели…

  • Гостевой пост: воспитание искусством

    Изучать искусство, играть в искусство. Для того, чтобы понимать его язык и, заодно, для того, чтобы улучшить язык русский. Сегодня у нас гостевой…

  • (no subject)

    Возвращаюсь к работе в новом году. Возвращаюсь с наполовину дописаным онлайн-курсом, с начатой второй частью пособия «Сто дней на…

  • Итоги года!

    Я очень люблю Новый год, и с возрастом магии меньше не становится. А еще люблю подводить итоги года и строить планы на следующий. В школе новогодние…

  • Профессии: что делали и чему научились

    Этой зимой у нас на курсе «Профессии» выпускаются две группы учеников. С профессиями связана долгая история, и сейчас, спустя три года…

  • Интонация в игре

    А как с интонацией у ваших детей и учеников? На конференции по русско-японскому билингвизму был один очень интересный доклад Ганны…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
sca_germany
Dec. 2nd, 2016 03:50 am (UTC)

обалдеть!

2lingual
Dec. 2nd, 2016 11:44 am (UTC)
А вопросов не будет? :) Я на них надеялась!
Irena Meladze
Dec. 2nd, 2016 11:20 am (UTC)
Здорово! Здорово! спасибо огромное за вашу работу и вдохновение.
2lingual
Dec. 2nd, 2016 11:44 am (UTC)
Не за что :) Заходите еще. Буду рада вопросам.
oxanaborisovna
Dec. 2nd, 2016 11:45 am (UTC)
хоть переезжай к вам в Японию)) Просто нет слов!
2lingual
Dec. 2nd, 2016 01:54 pm (UTC)
Переезжать необязательно, вы просто идеями пользуйтесь :)
Katia Lenguito
Dec. 2nd, 2016 01:46 pm (UTC)
"Как удачно я зашел" (с) Книги уже начали пылиться на полке. Все руки никак до них не доходили. Полагаю, что я знаю, чем мы займемся после каникул ))) По правде сказать, накупила столько всего, что теперь сама теряюсь. Хочется всё и сразу. Но времени НЕТ!
Хорошо, что ныне заняты с вами поэзией (а параллельно и искусством ХХ века))). А потом буду бегать как тот француз у Хармса, которому подарили стул, кресло и диван !

Вопрос: этот курс наверное интереснее в группе? Как строить урок с ребенком тет-а-тет?
Наверное это самый сложный вопрос.

Спасибо огромное, что поделились!
2lingual
Dec. 2nd, 2016 02:00 pm (UTC)
На уроках вдвоем с ребенком я бы больше ориентировалась на книгу. И взяла бы больше, т.к. у вас не 40 мин раз в неделю! Дома будет лучше, плодотворнее и объемнее. Можете заимствовать идеи для развития речи из моей программы, когда будете работать со своими книжками. А вообще там уйма практических советов, ведь действительно историю книги и букв автор воссоздает руками - порисовать, сделать бумагу в домашних условиях, сделать книжку такую и книжку такую. В классе это повторить невозможно, а дома - раздолье. По сути, я адаптировала программу, рассчитанную на домашние занятия, для своих групповых :)
russkij_deti
Dec. 2nd, 2016 08:56 pm (UTC)
Дарья , спасибо очень интересный курс. Я знакомила сына с египетским письмом и финикийским, говорили и о бересте, но это было просто в рамках занятий по данным странам. Так как предлагаете вы, интереснее и ярче, упор именно на письмо и буквы. Да, здесь если без потрогать и сделать самому, врядли пойдет (например, сделать самому бумагу или писать клинышки на глиняных лепешках).

У вас какого возраста были дети? Моему сыну боюсь прямо сейчас будет еще не очень интересно , но на будущее обязательно возьму на заметку.
А вопросы появятся, наверное, при детальном ознакомлении с темой и во время подготовки. Пока глаза просто разбегаются :)

Edited at 2016-12-02 09:00 pm (UTC)
irina_zv
Dec. 3rd, 2016 06:08 am (UTC)
пока без вопросов, но с благодарностью за то, что делитесь и идеями, и наработками. а возраст курса, насколько я поняла, лет с 6-7?
natiw
Dec. 5th, 2016 11:15 am (UTC)
Дарья, Вы по двум книгам одновременно занимались? Мы пока начали заниматься по одной, вот теперь думаю может надо сразу по двум?
6_cherry_9
Dec. 12th, 2016 02:01 pm (UTC)
Дарья, извините, пишу вам здесь - не уверена, что вы прочитали мое письмо. Мы будем в Токио с 7 по 9 февраля. Могу я в это время посетить вашу школу? очень бы хотелось
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com