?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Читать легко и быстро

Тема техники чтения поднималась уже не раз, поэтому пост, мне кажется, давно назрел. Сразу скажу, что под техникой чтения я понимаю умение читать довольно быстро, легко, плавно. Как с велосипедом – научиться ездить так, чтобы не отвлекаться на руль и педали, а получать удовольствие от прогулки.

Нужно просто больше читать?

Давайте сразу разберемся с этим тезисом. Когда Алиса родилась, бабушка и дедушка учились управлять ее коляской. Въезжать на бордюры, поворачивать и т.д. Дело нехитрое, но бабушка своих детей носила когда-то исключительно на себе или же возила на велосипеде. Итак, бабушка тренируется, смотрит, как и куда поворачивают колеса, как удобнее наступить на подножку, чтобы приподнять передние колеса и заехать на тротуар. Дедушка сзади дает бесценный для меня совет: «Да ты просто сильнее толкай, сильнее!» Бесценный, потому что я вспоминаю его каждый раз, когда «сильнее толкаю» очередной бордюр вместо того, чтобы придумать что-нибудь более эффективное.

Нужно просто много читать для улучшения техники чтения, повышения скорости чтения – ок, метод, но бордюр может оказаться крепче ваших колес, ребенку может надоесть раньше того момента, когда количество наконец-то перейдет в качество. Поэтому вместо того, чтобы просто двигаться по прямой, можно срезать путь, можно научиться каким-нибудь интересным, нескучным приемам. Поэтому я очень советую параллельно с обучением чтению тренировать технику. Конечно, если есть необходимость. Некоторые дети без всяких трюков и приемов начинают читать легко и быстро, и пост не для их родителей-)

Поисковое чтение
Это умение быстро пробежать взглядом по тексту и найти нужное. Улучшает скорость, учит не читать слово по буквам, а схватывать его целиком. Простое, незатратное по времени, эффективное – то, что надо. Прочитали текст, выделите один абзац и попросите ребенка:
- найти какое-то конкретное слово и прочитать его задом наперед;
- найти все слова из трех (четырех, пяти) букв;
- найти самое короткое и самое длинное слово;
- найти слово и постучать по нему, закрыть его пальцем, подуть на него или сделать любое другое действие;
Плюс еще одно любимое задание моих учеников. Я читаю текст БЫСТРО, дети следят за мной, я неожиданно останавливаюсь, и кто-то должен продолжить чтение с того места, на котором я остановилась. И да, когда мы учимся читать, эти задания идут каждый раз, всегда, обязательно. Почитали текст, начинаем играть.


Это рабочий лист из "Вместо букваря". После прочтения текста надо найти и обвести какое-то слово из текста среди слов, написанных неправильно. Для ошибок я подбирала буквы с похожим начертанием: Ь, Ы, Ъ, Р и т.д. Это задание помогает найти нужное слово, научиться не путать похожие буквы.

Карточки
Что делаем дальше?
Приготовьте карточки из картона, напишите на них десяток слов из текста. Что можно с ними делать:
- вы БЫСТРО показываете карточку, ребенок должен успеть прочитать слово;
- карточка «вылетает» из-под стола, описывает дугу, улетает обратно под стол. Ребенок должен успеть прочитать, пока карточка в полете;
- вы показываете карточку вверх ногами;
- показываете карточку, поворачивая ее то лицевой стороной, то «рубашкой»;
- кладете карточки на пол, ребенок прыгает по ним и читает;
- раскладываете карточки на лестнице, ребенок поднимается и читает, стараясь не сбиваться с ритма.
Мини-версия карточек.
Школа дикторов
У нас был очень сильный прогресс всего после месяца занятий в «Школе дикторов».
Я решила, что это благодаря двум играм: в одной мы читали тексты разными голосами, в соответствии с заданием («прочитай текст так, как будто ты очень спешишь», «прочитай текст простуженным голосом», «прочитай текст голом пирата» и т.д.), в другой дворецкому надо с первого раза и без ошибок представлять гостей с очень сложными именами. Но сейчас я пересмотрела материалы «школы» и поняла, что все наши приемы на улучшение дикции параллельно работали и на технику чтения. Почитать подробнее о тех занятиях можно по ссылке.

Другие приемы и игры
Есть такой сайт – Скорочтение для детей и школьников.
Там можно и почитать про скорочтение, и сделать свои собственные рабочие листы с использованием нескольких приемов: «вращающиеся буквы», «чтение без гласных», «чтение задом наперед». А на этом сайте можно посмотреть примеры уже готовых листов и скачать их. Но я советую не качать все подряд, а сделать по аналогии свои тексты – цитаты из тех книг, которые читаете по вечерам и истории про вашего ребенка, с его именем и про то, что его интересует. 

Еще несколько приемов можно подсмотреть здесь и в моих стареньких постах: 1, 2.

Есть уйма разных приемов, но для меня техника чтения – это такие простые и эффективные задания, которые требуют минимум подготовки.

Пособия

Софья Аксельрод "Я учусь читать! 40 веселых рассказов"
Тексты со словами и картинками.
"Солнечные ступеньки. Чтение с увлечением".
Это то, чем мы пользуемся, но пособий существует очень много. У нас всегда в работе Аксельрод, а остальное в обязательную программу не входит. Аксельрод берем сразу после "Вместо букваря", после этого уже переходим к чтению неадаптированных текстов.

А что у вас было эффективнее всего в плане техники чтения?

Recent Posts from This Journal

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
yushkevich
Nov. 9th, 2016 03:43 am (UTC)
Вы, наверняка, знакомы с играми серии "Банда умников", на развитие навыков чтения у них есть игра "читай-хватай". Нам понравилась:))))
2lingual
Nov. 9th, 2016 03:48 am (UTC)
Точно! У нас Татьяна-сенсей играет с "бандой умников".
janemouse
Nov. 9th, 2016 07:18 am (UTC)
Аксельрод прекрасна, да!

Я тут увидела не менее приятную идею,
с отличным подбором простых слов и фраз,
"письма гномика Гоши"
http://janemouse.ru/shop#!/Я-научу-тебя-читать-Письма-от-гномика-Гоши-Часть-1/p/72548492/category=13281088

ещё разрезалки работают на узнавание слов в лицо,
http://janemouse.ru/shop#!/Бабушка-пилит-малиновый-пирог/p/50863661/category=13281088&forcescroll=true

ну и "читай-хватай" и вправду работает!
А из книжек - "Пип", "Чей бок", "Дом для лис" и тп
2lingual
Nov. 9th, 2016 01:49 pm (UTC)
Пипа не читаем, этот этап как-то мимо всегда проходит. А идея с письмами классная, спасибо! Хочу такую.
Я раньше малышам писала письма от пирата, очень устала прятать бутылку и потом среди каждого урока организовать ее внезапное исчезновение. Гномик - отличный вариант на замену моего энергозатратного волшебства)))
janemouse
Nov. 9th, 2016 02:09 pm (UTC)
мне там тексты прямо понравились,
и шрифт простой, не вычурный
asakura_sama
Nov. 9th, 2016 08:02 am (UTC)
я хочу назад лет на пять и Ваши игры!
карточки были-лото от Златоуста
у вас между прочим корректурная проба на первой фотографии. это тоже было, много. потому что нейропсихолог сказала: у детки трудности из-за хаотического мышления.
значит, не просто ищем слова на время под таймер, а перед этим задаем " программу" глазам: как вычитывать будем? сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево построчно. не метаться и не застревать посерединке. с какого угла начинаем, в какой придем.
японцам и израильтянам это особо пригодится из-за ориентации их текстов.
были еще тексты с окошками, подтертые полстроки( курсив, затерто сверху или снизу), разрезанные истории.
2lingual
Nov. 9th, 2016 01:52 pm (UTC)
У меня такое часто бывает. Я что-то делаю и даже не знаю, как это правильно называется. Очень помогают эти листочки, кучу проблем отменяют до их появления.
asakura_sama
Nov. 9th, 2016 02:32 pm (UTC)
Вы знаете, преподаватель думающий о том, чтобы получилось, а не как отсидеть свой урок поудобнее, интуитивно выбирает " тренинги" , предотвращающие ошибки и проблемы. В большей части хороших учебных материалов присутствуют приемы римедиал тичинга( дефектологов), фонологов, нейропсихологов. Они просты, интуитивно понятны, логично выстроеы, практически ориентированы. Отчитал- и чувствуешь что чему- то научился. Я очень люблю такие материалы.
2lingual
Nov. 10th, 2016 03:59 am (UTC)
Ага, только есть проблема - изобретение велосипедов и открытие америк)) Когда приходишь, размахивая новой стопочкой, а оказывается, что все давным-давно изобрели)) Но это столько времени надо угробить на перелистывание кучи пособий, во многих из которых одна хорошая идея на 50 страниц, что легче сесть и изобрести уже для себя велосипед.
asakura_sama
Nov. 10th, 2016 09:45 am (UTC)
Это будет Ваш велосипед, который ездит.
Потому что в бумажке личность преподавателя еще накапана- его пот и слезы)))
Без него эта бумажка - чужая бумажка. Сколько чужих бумажек лежат- хорошие, но чужие.
Мы смотрим на эту бумажку с преподавателем: мы видим одно и то же? Я как ученик понимаю, чего хотел тут преподаватель? А преподаватель понял, что надо мне?
Угадали- значит вот она, наша бумажка. Учееебная. Научительная.
А остальное просто бумажки.

О, у меня свеженькое из японской школы. Мама, ты знаешь, мы сейчас на рика( окружайке) такое делаем!- что такое?- а вот берем железку, нагреваем на горелке, капаем воск.- и что?- и смотрим как оно капается!
Прекрааасно
А еще! Еще мы воду нагреваем , в воду капаем такую краску... Краситель... Получается колбаска!
Потрясааающе.
А к чему это?- А фиг знает!
И такая радостная.
Знаете, сколько у меня таких " фигзнает"? Ведь главное, что хорошо посидели, правда?

Edited at 2016-11-10 09:47 am (UTC)
asakura_sama
Nov. 10th, 2016 09:53 am (UTC)
Да нас дошел " крокодил", пособие Н. Фосс. Надо сказать, Вы с ним мягко обошлись. У меня глаз выпал.
Марк Шварц там наш знакомый творческий поэт... И Сладков! Сплошной Сладков!!!
Составь словосочетание: "аппетит... Мозги"
Я знаю: мой мозг тут ложечкой едят. С аппетитом.
Но . Вышло приложение для айпада Вирри. С Николаем Дроздовым. И вот если кому- то этот вирри по душе, то пособие с крокодилом прямо в точку. Всем юным натуралистам посвящается.
О боже, золотистоволосый пингвин, и ослиный пингвин! Как я жила без них до сих пор?!
И это... Рысак- самец рыси!!! Я обрыдалась от шутки юмора

Edited at 2016-11-10 10:01 am (UTC)
asakura_sama
Nov. 9th, 2016 08:34 am (UTC)
спасибо за ссылку на журнал.
вот тут у меня сомнения в отношении японоговорящих детей. с L1 японским.
"Какие навыки переносятся? Во-первых, определенные когнитивные навыки, необходимые для чтения, формируются только один раз. С опытом чтения также тренируется память.
Во-вторых, переносится навык письма, точнее, его техническая сторона. Ребенку достаточно понять один раз, что между словами необходим пробел, что новое предложение начинается с большой буквы, что пишут слева направо...
В-третьих, ребенок разрабатывает свои стратегии при чтении и может опираться на них независимо от языка. Это использование смысловых подсказок, структурных ключей, раскладывание на слоги.

В целом, исследования показывают, что скорее навыки, приобретенные в школе (на доминантном языке) будут перенесены на "слабый" домашний язык, чем наоборот (Pajoohesh, 2007). Т.е. школа все-таки рулит."

Очень плохо переносятся навыки между русским- японским, и очень хорошо между русским- голландским- английским.
Именно отступы меж словами, заглавные буквы, знаки препинания. Даже направление чтения; раскладывание на слоги, твердость- мягкость, ударения, длина звука. Слова не узнаются в печатном и прописном виде, даже другой шрифт вызывает сложности, размер шрифта.
Японцы еще подкладывают " свинью" в 6-7 лет. У них очень интенсивно дрессируется громкое распевноечтение вслух разученного наизусть текста.
То есть, учитель делает подлый фокус: устно стократными повторениями задалбливает небольшой текст. А потом дети выходят к доске и " читают" родителям на открытом уроке или дома. Папа должен три раза выслушать " чтение" и отметить в " жкрнале" качество чтения. И так ТРИ ГОДА.
С русским текстом такой фокус не проводился, и детка обижается, что " никак", не получается быстро и красиво бодрым голосом читать незнакомый текст, а, значит, книга плохая.

Edited at 2016-11-09 08:37 am (UTC)
2lingual
Nov. 9th, 2016 01:40 pm (UTC)
Трех лет нам жалко!
Но даже со всеми этими фокусами идет очень сильный откат в плане техники чтения, если мы перестаем активно и много читать. У нас художественные тексты три месяца, раз в учебном году. Через год, когда мы берем новое произведение, месяц уходит на то, чтобы восстановить утраченные позиции. Обидно!

Edited at 2016-11-09 01:40 pm (UTC)
asakura_sama
Nov. 10th, 2016 10:09 am (UTC)
Дарья, а поясните пожалуйста что значит " много".
Бои среди родителей не утихают: много читает- это сколько?
По вашим наблюдениям 9-10 леток, достаточно много чтобы видно было что не теряются навыки чтения - это какой объем чтения? Я понимаю про делаемые и " правильные" объемы, но не знаю реальных. Совсем
Более того, недавно у очень много всего читающих детей обнаружилось, что они не в состоянии прочитать задание в тесте, уловить смысл. Привыкли скользить объемами, угадывать.
livejournal
Nov. 9th, 2016 02:26 pm (UTC)
Читать легко и быстро
Пользователь borvassav сослался на вашу запись в своей записи «Читать легко и быстро» в контексте: [...] Оригинал взят у в Читать легко и быстро [...]
kinoprogulka
Nov. 9th, 2016 02:49 pm (UTC)
Очень замечательные идеи. Буду сейчас эти игры для словарных слов, или просто для новых и длинных слов использовать и с пятилеткой учту на будущее.

Мы с двумя девочками учились читать по Аксельроду. Тоже очень люблю это пособие. А как Вы относитесь к серии Буракова "Фразовое чтение", "Смысловое чтение" и другие? Я беру некоторые задания на технику чтения оттуда: выделить словосочетания, расставить точки, найти окончание пословицы. Указанный возраст от 5 до 8 лет, но некоторые задания, например, на пословицы, ну никак не на малышей рассчитаны. Во всяком случае, не на наших билингвов.
fistik2104
Nov. 9th, 2016 08:03 pm (UTC)
Точно, мы просто пропускали все задания с пословицами. Вообще это ужасно популярная тема в российских учебниках, очень утомляет, причем часто там какие-то пословицы, явно найденные авторами в каких-то словарях - в речи их никто не употребляет...
2lingual
Nov. 10th, 2016 04:02 am (UTC)
Я не знаю серию Буракова, и, в принципе, никаких пособий не ищу больше. Не потому, что "новые песни сочиняют те, у кого старые плохие", а потому что есть уже отработанная стратегия. И если вдруг в какой-то группе у детей проблемы, легче проанализировать свои уроки, посмотреть, в чем еще проблема, чего не хватает, придумать свой материал на решение этой конкретной задачи и все. Это намного эффективнее и быстрее, чем изучение тонны пособий, в которых 99% информации неактуальны для этой группы :)

Edited at 2016-11-10 04:02 am (UTC)
livejournal
Nov. 10th, 2016 05:53 am (UTC)
Читать легко и быстро
Пользователь juliacib сослался на вашу запись в своей записи «Читать легко и быстро» в контексте: [...] Оригинал взят у в Читать легко и быстро [...]
kinoprogulka
Nov. 10th, 2016 02:07 pm (UTC)
Это так. Но только в начале всем приходится все пересмотреть и перепробовать, пока не найдёшь подходящий для себя и своих детей вариант. И никак этот этап не перепрыгнешь :)
larifuga
Nov. 10th, 2016 10:13 pm (UTC)
Огромное спасибо за пост! И как раз вовремя для нас. Особенно ценно, что столько полезного можно сделать без подготовки.
russkij_deti
Nov. 10th, 2016 10:42 pm (UTC)
Дарья, спасибо за пост.
Что меня подкупает у вас это не сами методы, а целостный , глобальный подход. Нарезать карточки любой может, но выбрать подходящий момент, вовремя подкинуть ребенку нужный материал и главное видеть за этим выстроенную цепочку целей не каждый. Наверное, приходит с опытом.

У нас проблема скорее не в отсутствии методов, а в их несоответствии, мне кажется , что ребенок может то , что я предлагаю и действительно у него получается , но наверное, для него это сложно, нужно напрягаться, а раз сложно, то и неинтересно. Я подробно описала наше чтение в последних постах, если не трудно, загляните пожалуйста в мой журнал, мне нужно разобраться.

Мне кажется, что когда я с ним занимаюсь , многое зависит и от того в каком он настроении , оторвала ли я его от сего-нибудь, или просто от усталости или еще не знаю от чего. Я попробовала сделать занятия совместно еще с одним мальчиком, как и ожидала, сын вел себя совсем по-другому, был серьезнее, внимательнее.

Наверное, я слишком тороплюсь, и надо научиться сдерживать себя. Давать задания попроще, возможно мы будем двигаться гораздо медленнее, но если сравнивать результат не за месяц, а скажем за шесть, то он все равно будет.

Мне хочется, чтобы сын получал от чтения удовольствие, я не могу учить его давя на него, наверное потому что в детстве для меня как и обучение чтению так и чтение было удовольствием. Когда я говорю с мужем на эту тему, он отвечает , что удовольствия от чтения не испытывал в детстве, учился и читал потому что надо было. Сейчас будучи взрослым читает.
А вы как думаете?



Edited at 2016-11-10 10:47 pm (UTC)
2lingual
Nov. 11th, 2016 11:46 am (UTC)
Скажите, а сколько лет сыну?
russkij_deti
Nov. 11th, 2016 12:09 pm (UTC)
Семь с половиной.
2lingual
Nov. 11th, 2016 12:36 pm (UTC)
Задания все классные, но, видимо, ребенку действительно сложно, раз сам просит снизить уровень сложности: надо и прочитать, и сделать что-то (т.е. удержать в уме прочитанное предложение от начала до конца, а не просто механически произнести). Если техники чтения пока не хватает, все ресурсы уходят на просто "прочитать". На квест сил не остается.
"Мама, если хочешь, чтобы я учился читать, учи со мной буквы и что-нибудь простое" - мои советы не нужны, ребенок все сказал.
Сбавьте обороты, пусть ребенок почувствует себя увереннее с текстами, потом все ваши игры пойдут на ура. Они точно не пропадут!
russkij_deti
Nov. 11th, 2016 05:44 pm (UTC)
Дарья спасибо вам за ответ.
Буду учится себя тормозить.

Сегодня сделала проще. Повторили букву , поиграли со словами, потом прочитали текст на две строчки с этими же словами. Между делом еще разговаривали: описали картинку к тексту, позадавала вопросы, пофантазировали.
russkij_deti
Nov. 13th, 2016 01:13 pm (UTC)
Дарья, скажите пжл, случается ли вам использовать компьютерные игры/приложения для обучения чтению?
2lingual
Nov. 14th, 2016 06:57 am (UTC)
Нет, не случается :) Наверняка там есть что-то интересное, но компьютерные игры-приложения, скажем так, вне сферы моих профессиональных интересов-)
asenka
Nov. 21st, 2016 11:20 pm (UTC)
http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/39?category=24&article=39&page=8 Вот что встретилось у Ганькиной в "Грамматической аптечке". Я еще не пробовала, но обязательно постараюсь использовать эти и ваши приемы, тк с чтением не все гладко: трудно перейти к самостоятельному чтению, когда все еще приходится продираться сквозь слова, как сквозь лесную чащу.
din_din_oz
Jan. 18th, 2017 01:26 pm (UTC)
Добрый день,Дарья! Спасибо за пост. У меня вопрос. Дочке сейчас 2 года 10 месяцев. Я активно читаю ей книжки на ночь, иногда по утрам (она сама мне их тащит, когда просыпается). В общем ребенок любит, когда ей читают. Купила для нее "Букварь. Учимся читать с 2-3 лет" Ольги Узоровой, Елены Нефедовой, но она к нему оказалась равнодушна.... Скажите, может быть я слишком рано ей его подсунула? С какого возраста Вы посоветуете начинать заниматься буквами? Чтением? Я немного в расстерянности как выстроить стратегию.
2lingual
Jan. 18th, 2017 09:32 pm (UTC)
Здравствуйте!
Рано, конечно. Любовь к чтению в этом возрасте никак не пересекается с необходимостью знать какие-то каракульки, похожие друг на друга как две капли воды)) Я начинаю учить читать с 4х, но смотрите на интерес ребенка. Может быть он появится чуть раньше или чуть позже.
( 31 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com